Факел (опущенный или перевернутый вниз факел – символ смерти)

  • Сейчас просматривают: 1
  • Всего просмотрели: 9533
Огонь стал одним из революционных открытий в истории человечества. С его помощью люди не только вышли из мрака полуживотного существования. Они смогли использовать пламя для интенсивного развития цивилизации. Огонь дал им возможность готовить пищу, обжигать глину и дерево, ковать металлы, изготавливать лекарства. Неудивительно, что роль огня в знаковой системе культуры любого этноса очень высока. Отдельное место в ней заняли носители пламени: факел, свеча, минора и т.д.
огонь
наковальня
горят огни
факел
свеча

Мифологические значения образа

Факел, возможно, был наиболее древним переносчиком и хранителем огня, его рукотворной частицей.

Поэтому в мифах самых разных народов он прежде всего является атрибутом светоносных и огненных богов.

огонь и небо
боги

Связь факела с богами света и неба

Например, в древнеегипетской традиции он нередко изображался в руке бога солнца Ра в виде плоской чаши с вырывающимся из нее пламенем.

У иранских огнепоклонников с факелом в руках представляли бога света Митру. Его культы отправлялись обычно в кромешной тьме при свете священных огней, зажженных с помощью смолистых палок. Это же божество в индуизме перестало прямо соотноситься со светом, но от солярного статуса осталась традиция изображать его с двумя одинаково одетыми спутниками: Кауто (Восходом) и Каупопатом (Закатом). Они держат в руках факелы – зажженный (символизирующий занимающийся день) и погасший (знак дня угасшего).

Зороастрийский светоносный Ахурамазда во время борьбы с демоном Ангро-Манью использовал факел, чтобы при его помощи изгнать зло обратно во мрак.

Индийского огненного бога Агни иногда рисовали в шапке из пламени или просто в виде факела с необычно большим количеством языков огня.

Восточнославянский Сварог, прогоняющий ночную тьму, также выходил на небо с факелом в руке.

В ранней античной традиции светлого Аполлона видели юношей, выходящим из языков пламени. Одну руку с огнем в ладони он протягивал вперед и тем самым освещал землю.

Богиня утренней зари розовоперстая Эос в представлении эллинов каждое утро выходила на небо с сияющим светочем перед самым выездом колесницы солнца-Гелиоса.

Древнегреческого Гефеста (как и древнеримского Вулкана) нередко называли «каменным факелом», так как одним из его образов была гора, извергающая пламя.

богиня Эос
Богиня утренней зари розовоперстая Эос.
бог Ра
Бог солнца Ра.
бог Митра
Бог света Митра.

Боги плодородия, любви и врачевания (тоже часто рисуются с факелами).

Это объясняют красивой аналогией:

во всех трех случаях (при появлении новых растений, животных, людей);

при зарождении любовной страсти;

при возвращении больному здоровья) жизнь из тьмы прорывается к свету.

Считается, что начало данной символики было положено в Древней Греции. На античных барельефах с факелами в руках обычно изображали стоящих рядом Деметру, богиню плодородия, и ее дочь Персефону, с которыми связан миф о смене времен года. Рассказывают, что однажды Аид, бог подземного царства, украл у матери юную Персефону и взял ее в жены.

Безутешная Деметра удалилась от мира, в котором наступила вечная зима. Чтобы все живое окончательно не погибло, Зевс договорился с Аидом о том, что тот будет периодически отпускать супругу на землю. Когда Персефона приходит к Деметре с согревающим огнем в руках, на земле начинается весна, все вокруг возрождается, жизнь снова берет верх над смертью.

Кроме того, Деметра у греков была и богиней рожениц, то есть покровительствовала появлению новой жизни. Она врачевала беременных и младенцев. В этой ипостаси ее тоже рисуют с факелом. Огнем она как будто отгоняет от людей мрак смерти.

Позже этот символ она передала богу врачевания Эскулапу (Асклепию). Эскулапа чаще изображают с посохом, который обвила змея. Но есть и более редкая эмблема данного бога, на которой змея обвивает не посох, а факел – знак излечения от болезней.

Иногда на античных вазах с зажженным факелом рисовали богов любви Афродиту (Венеру) и Эрота (Амура). У этих образов может быть три значения. Во-первых, любовь и сексуальное желание считали особым пламенем, которое зажигали в людских душах стрелы маленького крылатого бога. Во-вторых, волшебный огонь божеств любви как будто бы заново освещал мир для влюбленного, и тот начинал все видеть совсем по-другому.

Самое простое и даже шуточное объяснение заключается в том, что Эрот при помощью факела якобы лучше и издалека видел свою очередную жертву. В любом случае, выражение «огонь любви», очевидно, вошло в оборот именно с античных времен, а «факельными певцами» греки называли авторов любовной лирики.

Афродита и Эрот
Богиня любви Афродита и Эрот (Амур).
богиня Деметра
Богиня плодородия Деметра.
богиня Афродита
Богиня любви Афродита.

Культурные герои Греции
тоже использовали факелы , но чаще как оружие.

Например, могучий сын Зевса Геракл прижигал зажженной головней шеи Лернейской гидры, чтобы на них заново не отрастали отрубленные головы. Великий титан Прометей был огненосцем для людей: он дал им священный огонь жизни, похитив для этого горящий факел с самого Олимпа. Братьев Диоскуров Кастора и Полидевка тоже видели с факелами в руках. У Полидевка в ярко пылало пламя, что указывало на его бессмертие, а факел смертного Кастора был потушен, так как герой погиб молодым. Убийца страшной Химеры юный Беллерофонт победил огнедышащее чудовище с помощью крылатого коня Пегаса и волшебного пламени, факел с которым дала ему Афина.

Священная функция огня в древнем мире была очень важной. Пламя, горящее в чашах с маслом, на деревянной головне, в металлической оправе с фитилем играло большую роль при проведении различных торжеств. Оно создавало праздничное настроение и выполняло символические функции.

Факелы использовали:

в религиозных ритуалах и процессиях;

при символической передаче власти (огонь был ее символом, и будущий правитель должен был принять горящий факел);

как обязательный свадебный атрибут (они считались знаками мужской силы и плодовитости);

во время организации похорон.

Прометей
Великий титан Прометей.

Мифологическая связь факела со смертью
имеет очень древние корни.

Почти у всех народов мира боги, которые имели то или иное отношение к смерти, среди своих священных атрибутов имели и факел. Возможно, в основу понимания образа лег мотив освещения пути (свет помогает душе найти дорогу в иной мир). Может быть, в основе такой трактовки факела находится представление о жизни как о горящем огне и о смерти как о его угасании.

Недаром для древнегреческой философии было характерно восприятие души именно как огненной сущности. Гераклит Эфесский считал пламя первоосновой и обязательной составляющей всех вещей и сущностей. Он утверждал, что, когда они погибают, их огонь гаснет.

Поэтому в традиции древнегреческой культуры было изображать жизнь как горящий факел, а смерть – как погасший (здесь можно провести аналогию со знаком церковной свечи) и иногда опущенный вниз.

Вообще же у многих народов факелы были священными предметами богов, связанных с миром мертвых.

Одним из древнейших примеров этой связи можно считать вавилонскую богиню смерти Эрешкигаль. Ее знаками были веревки и факел, которым она светила в лицо того, кто должен был увидеть ее «взгляд смерти».

Египетский Сет (провожавший души усопших) тоже входил в царство теней, где было мало света, с факелом в руках.

В античной мифологии факелы ассоциируются с разными божествами, связанными со смертью. Танатоса, забирающего души, рисуют в виде черного юноши с потухшим факелом. Освещает себе путь и проводник в царство Аиде Гермес. Однажды он даже дал свой волшебный факел Орфею, который отправился за душой своей жены. Второй раз так же помог Одиссею, которому необходимо было проникнуть в подземный мир для встречи с покойным прорицателем. Селена, Артемида, Персефона и Геката, которые в разных районах Древней Греции считались богинями луны и смерти, зачастую изображались рядом с факелами. Причем в том случае, если подчеркивалась их лунная сущность, то вокруг них, либо у них в руках горели огни. Когда имелось в виду, что та или иная богиня связаны со смертью, то факел был потухшим и даже перевернутым. Зато он всегда горел у Ареса (Марса), отвечавшего за кровавую войну. Но это был огонь ненависти и убийства.

В индуистской мифологии черная Кали (злая ипостась супруги Шивы) в одной из своих шести рук тоже держит перевернутый факел как орудие уничтожения.

Западнославянский бог загробного мира Флинц в разных вариантах виделся бледным мужчиной, мертвецом или скелетом в красном плаще и с длинным горящим факелом.

Флинц
Западнославянский бог загробного мира Флинц.
богиня Эрешкигаль
Вавилонская богиня смерти Эрешкигаль.
Черная Кали
Черная Кали - богиня в Индии.

В христианстве факел изначально ассоциировался со светочем веры ,
которую нес людям Иисус – Свет Мира..

В то же время он обозначал и предательство, в результате которого люди (легионеры) с факелами пришли за Спасителем и взяли его на казнь. Кроме этого, эмблема «перекрещенные факел и топор» означает мученичество за веру (на костре и плахе) и связана с идеей святости. В иконографической традиции самым известным стал сюжет о том, как Фома Аквинский изгоняет с помощью факела свою соблазнительницу. А спутницей святого Доминика была собака с факелом в зубах.

На христианских гробницах первых веков распространения религии, кроме крестов, нередко изображали ангелов с факелами без огня. Лишь позже этот древний образ конца земного существования был заменен погасшей свечой. В культуре европейского Ренессанса образ факела приобрел множество аллегорических значений. Он был характерен для персонифицированных фигур Умеренности (она гасит пламя страстей), Мира (сжигает оружие), Клеветы, Страсти.

Мира
религии

В новой культуре

женщина с факелом


памятник на двоих
черный памятник
Популярные памятники
сертификаты и дипломы
  • сертификат
  • сертификат
  • письмо
  • письмо
  • письмо