Похоронные обряды Тибета

  • Сейчас просматривают: 6
  • Всего просмотрели: 376
image description

Погребальные обряды Тибета

На Тибете не принято особым образом готовить мертвое тело к погребальному обряду, тем более, что погребения как такового чаще всего вообще не бывает. Древние обычаи этой священной местности запрещают закапывать покойного в землю, так как это помешает душе переродиться в другую сущность. Тело – лишь очередной временный сосуд для души, и его по тибетским традициям нужно уничтожить таким образом, чтобы оно вернулось назад, в природу. Это делается несколькими способами.

Иногда уничтожение трупа происходит практически сразу после кончины. Но если известно, что человек согрешил, то его вначале в течение 3-х дней отчитывают священнослужители. Они декламируют над ним тексты из священного «путеводителя» души по бардо – посмертному миру, который является промежуточным между смертью каждого человека и его новым рождением. Если человек был очень грешен, то его нужно отмаливать дольше – до 2-х недель. При этом иногда тело возят по ближайшим святым местам. При этом тибетцы не стремятся привести его в максимально эстетичный вид, как-то ритуально украсить. Ведь труп – это всего лишь мусор. Его необходимо отдать высшим силам, то есть так или иначе уничтожить.

Сожжение

– один из возможных, но наиболее дорогих способов такого рода. Кремация требует много денег потому, что на безлесном Тибете трудно достать для этого необходимое количество дров. Поэтому ее проводят редко, сжигая тела лишь самых достойных представителей богатых семейств. Пепел же в этом случае уже можно зарыть в землю у корней какого-либо дерева (если скончался ребенок до 14-ти лет) или развеять по воздуху в священной местности, желательно над водоемом.

Иногда на месте расточения праха ставится каменный памятный обелиск.

На нем обычно пишутся мантры на тибетском наречии и изображается священная ступа. В России буддизм (особенно в строгом тибетском варианте) распространен мало. Но иногда в фирмы по производству ритуальной продукции все же обращаются представители этой религии с просьбой изготовить соответствующий каменный обелиск с необходимым оформлением.

Не все предприятия берутся за заказы такого рода, так как для их выполнения необходимы соответствующие знания о вере и традициях буддизма.

В компании "Данила-Мастер" производятся памятники для представителей всех конфессий, в том числе и для обустройства буддийской могилы или памятного места по тибетским традициям

Предание покойного воде тоже очень древний ритуал. Есть два его варианта:

Один – очень сложный в исполнении, когда плоть и кости трупа разрубают на части, которые измельчают и мешают с обжаренной ячменной мукой. Получившееся бросают в какой-либо водоем на корм рыбе. На Тибете существуют озера со священными рыбами, которые иногда выступают ритуальными утилизаторами трупов.

Но чаще тела просто отдают Брахмапутре, воды которой несут их в направлении к Индии. Очень часто таким образом поступают со своими умершими представители бедных семей, которым трудно организовать другие похороны из-за бедственного материального положения.

Небесные похороны (джатор, то есть «жертва птицам») – наиболее известный тибетский похоронный обряд. Выбравшие его доставляют своих покойных на горную платформу для небесных похорон

Таких платформ в Тибете несколько, но наиболее популярной считается Сертар. Она самая обширная среди всех, вокруг нее обитает огромное количество птиц падальщиков. Бывает, что на Сертаре за один день оказывается до 20-ти трупов.

В огромных количествах в эту местность прибывают и зрители. Посмотреть на обряд небесных похорон среди тибетцев считается очень полезно для души и веры. Существует даже обряд: пришедшие катаются сбоку набок на разделочных камнях, на которых готовят тела. Считается, что это приносит лишние годы жизни.

Вначале родственники покойного трижды кружат вокруг ступы, совершая моления. Потом начинается само погребение. Тела приносят на платформы в коробах или саване, в котором они лежат в эмбриональных позах. Ламы (из тех, которые посвятили себя этой миссии) за цветными занавесками (а иногда и без них) делают на них продольные разрезы, чтобы грифам (тибетцы считают их Дакини – женскими воплощениями Будды и небесными ангелами) было легче отделить и съесть плоть. Когда обнажаются кости, их вместе с черепом разрубают, толкут и мешают с мукой, чтобы снова накормить птиц. Так утрачивается земная оболочка, что дает возможность душе счастливо переродиться. В среднем на это уходит около 3-х дней, иногда меньше.

Очень хорошим для родственников знаком считается большое число зрителей этих процедур. Ведь это провожающие, а чем их больше, тем это лучше для дальнейшего существования души умершего.

Замуровыванию и мумификации

на Тибете предают тела святых и далай-лам.

Святому после его смерти придают сидячую позу и в таком виде замуровывают его в той келье, в которой он ушел в другую жизнь во время длительной медитации.

А в случае смерти очередного далай-ламы его тело бальзамируют, мумифицируют, а мощи помещают в золотую буддийскую ступу. Такие ступы стоят в молельных залах крупнейших тибетских монастырей.

Детей

на Тибете часто хоронят на деревьях. Иногда по смерти их тела на некоторое время помещают в соляной раствор, но это не считается обязательным. Иногда их просто заворачивают в саван и кладут в деревянные короба, сундуки, бочки, бывает даже, что просто в мешки.

Эти резервуары мужчины рода вешают в кронах деревьев вместе с игрушками и одеждой маленьких покойников. Обычно так хоронят детей до одного годика. Их души еще совершенно безгрешны, и , по мнению тибетцев, они могут испугаться, если маленькие тела зарыть в землю, а это помешает перерождению. А сила дерева, наоборот, поможет этому. Родители и другие члены семьи впоследствии приносят к стволам деревьев сладости и игрушки, а к ветвям привязывают куски цветной материи с написанными на них молитвами. Одним из наиболее известных лесов мертвых на Тибете считается Жуолон. В нем расположен и монастырь, монахи которого следят за этим священным лесом и помогают в организации погребений. Самих монахов хоронят так же, ведь их души очищены высокой миссией и праведной жизнью.

image description

image description

image description

image description

image description

image description


Статьи по теме