Родовые и семейные похоронные традиции Северной и Южной Осетии

  • Сейчас просматривают: 4
  • Всего просмотрели: 424
image description

Похоронные традиции Осетии: семейная обрядность

Осетинские погребальные обычаи с древних времен и по настоящее время очень сложные и дорогостоящие. В похоронах и следующих за ними многочисленных поминальных обрядах участвует множество людей (иногда одновременно до шестисот человек), каждый из которых твердо знает предназначенную ему роль и неукоснительно исполняет ее. При этом у северных и южных осетин традиции немного отличаются, то же можно сказать о христианах и мусульманах.

Отношение к смерти у аланов объясняется их древними верованиями, в центре которых стоит культ предков

Умерший, таким образом, в представлениях живых пополняет ряд покровителей рода. Чтобы его духу было комфортно в мире мертвых, тело необходимо похоронить, четко соблюдая строгие правила.

Иначе покойный оскорбится и может принести несчастье, а роду будет позор, который иногда можно смыть только кровью того, кто нанес оскорбление несоблюдением обычаев.

Когда в Осетии умирает человек, семья начинает громко оплакивать его.

Причитания слышат ближайшие соседи, которые спешат в дом покойного для поддержки его родных и включаются в скорбные действия. Тем временем далеко живущих родственников (а их в осетины считают далее 4-го колена по обеим линиям) и знакомых должен оповестить о случившемся специальный человек – горевестник. Обычно это всадник с черной плетью, которой он стучит в окно, передает печальную новость, и скачет дальше, практически нигде не останавливаясь. Осведомленные им люди должны оставить все свои повседневные заботы и спешить на похороны.

Все постепенно собираются во дворе дома умершего. Участники будущих похорон приходят группами, а у дома их встречают мужчины семьи, которую постигло горе. В Северной Осетии пришедшие заходят во двор по нескольку человек, выстроенными попарно. Вначале идут мужчины, после них женщины. Мужчины выражают сочувствие ритуальными словами и жестами, на которые отвечает старейшина семьи. Женщины же присоединяются к плакальщицам или к помогающим в подготовке к погребению. Югоосетинские традиции менее церемониальны. Приходящие по очереди подходят к членам семьи, мужчины пожимают друг другу руки, в знак сочувствия горю возможны и объятья.

В то помещение, где лежит усопший, обычно входят только члены рода, женщины и друзья. Плакальщицы на осетинских погребальных церемониях – это всегда вдовы с хорошими песенными голосами и умением импровизировать, а также обязательно – сестры и дочери умершего. Они речитативно рассказывают о печальной доле покойного и его осиротевших родителях, детях, жене (муже) и других близких. Если же умерла молодая девушка, то во время ее оплакивания допустимо играть на музыкальном инструменте, особенно если она сама была, например, гармонисткой. Мужчины оплакивают тело отдельно (чаще во время ночного бдения), а отец усопшего никак не должен проявлять своих чувств. Плачи сегодня иногда заменяются выступлениями на панихиде различных людей, которые говорят о покойном различные лестные слова, вспоминают связанные с ним случаи из прошлого.

Готовить тело к погребению начинают после рытья могилы и подготовки гроба

Как и у большинства других народов, покойника необходимо обмыть и обрядить в новую одежду. Эта миссия ложится на плечи ближайших родственников, обычно пожилых. Мужчину подготавливают мужчины, а женщину – женщины. Если от раны умер воин, то его не обмывают и не меняют ему одежды, так как лежать в гробу окровавленным в бою – знак славы и особая честь. Осетин всегда стараются похоронить на родовом месте – на кладбище или (в настоящее время реже) в склепе. Перед самим погребением обязательно собирается первый поминальный стол, так как покойника необходимо покормить перед дальней дорогой. В Северной Осетии эта трапеза всегда постная, а в Южной – с мясом.

Сами похороны на юге должны состояться в течение суток (сказывается влияние мусульманства), а на более христианизированном севере – на 3-й день после кончины

Если тело остается в доме достаточно долго, то по обычаю его нельзя оставлять в одиночестве. Днем у гроба дежурят по очереди группы близких – мужчин и женщин. На ночные же бдения остаются лишь вызвавшиеся для этого мужчины, которых принято предварительно кормить.

В день собственно погребения покойного несут к месту захоронения на носилках с особыми плачем и причитаниями. В это время в некоторых случаях проводится обряд посвящения усопшему одежды и вещей, которые при этом сжигают. Могилы в современной Осетии делаются на кладбищах, а не в катакомбах или каменных гробах, как в древности.

В селах до сих пор перед положением тела в могилу иногда проводят обряд посвящения покойному коня, который, как считается, будет служить человеку в другом мире. Столетия назад коня обычно умерщвляли и захоранивали рядом с телом усопшего. Теперь животное трижды обводят вокруг могилы, а потом вкладывают повод в руки покойного. Перед тем, как гроб будет опущен в могилу, в нее могут бросить что-то из предметов, дорогих человеку при его жизни, а также угли из семейного очага. После похорон на могиле оставляют пищу и напитки для умершего (обычно пироги с сыром, фасоль, воду).

В течение нескольких дней (особенно в ненастье) на осетинской могиле принято после заката жечь костер, чтобы усопший смог согреться и просушить одежду. А через некоторое время в головах или ногах (в зависимости от того, как принято в конкретной местности) погребенного ставят каменный памятник-обелиск. Часто он бывает похож на столб, так как это традиционная форма осетинского надгробья. На нем делаются многочисленные гравировки разных вещей, таким образом приносимых в жертву духу предка. Раньше это было оружие, сохи и плуги, топоры и т.д. для мужчин, прялки и ткацкие станки, тесла и кухонная утварь для женщин, игрушки – для детей. Теперь гравируют красивые пейзажи, дома, машины, вертолеты, даже бытовую технику.

На сайте компании «Данила-Мастер» можно посмотреть модели гранитных памятников, в том числе и в форме прямоугольного обелиска, а также ознакомиться с примерами гравировки. Наши дизайнеры разрабатывают и уникальные эскизы надгробий по индивидуальному заказу клиентов.

Поминки у осетин проводятся много раз и очень широко

Самые многолюдные – в день погребения и через год после смерти. На них принято приносить семье усопшего деньги или продукты. В этот день некоторые семьи устраивают в честь предка конные скачки и награждают победителя какой-либо вещью, принадлежавшей покойному. Строгий траур семья должна держать от 40-ка дней до года. В это время нельзя веселиться (даже улыбаться), участвовать в праздниках, есть вкусную пищу. Вдова умершего держит строжайший траур гораздо дольше.

image description

image description

image description

image description

image description

image description


Статьи по теме