Мифологические значения образа
Факел, возможно, был наиболее древним переносчиком и хранителем огня, его рукотворной частицей.
Поэтому в мифах самых разных народов он прежде всего является атрибутом светоносных и огненных богов.
Связь факела с богами света и неба
Например, в древнеегипетской традиции он нередко изображался в руке бога солнца Ра в виде плоской чаши с вырывающимся из нее пламенем.
У иранских огнепоклонников с факелом в руках представляли бога света Митру. Его культы отправлялись обычно в кромешной тьме при свете священных огней, зажженных с помощью смолистых палок. Это же божество в индуизме перестало прямо соотноситься со светом, но от солярного статуса осталась традиция изображать его с двумя одинаково одетыми спутниками: Кауто (Восходом) и Каупопатом (Закатом). Они держат в руках факелы – зажженный (символизирующий занимающийся день) и погасший (знак дня угасшего).
Зороастрийский светоносный Ахурамазда во время борьбы с демоном Ангро-Манью использовал факел, чтобы при его помощи изгнать зло обратно во мрак.
Индийского огненного бога Агни иногда рисовали в шапке из пламени или просто в виде факела с необычно большим количеством языков огня.
Восточнославянский Сварог, прогоняющий ночную тьму, также выходил на небо с факелом в руке.
В ранней античной традиции светлого Аполлона видели юношей, выходящим из языков пламени. Одну руку с огнем в ладони он протягивал вперед и тем самым освещал землю.
Богиня утренней зари розовоперстая Эос в представлении эллинов каждое утро выходила на небо с сияющим светочем перед самым выездом колесницы солнца-Гелиоса.
Древнегреческого Гефеста (как и древнеримского Вулкана) нередко называли «каменным факелом», так как одним из его образов была гора, извергающая пламя.
Боги плодородия, любви и врачевания (тоже часто рисуются с факелами).
Это объясняют красивой аналогией:
во всех трех случаях (при появлении новых растений, животных, людей);
при зарождении любовной страсти;
при возвращении больному здоровья) жизнь из тьмы прорывается к свету.
Считается, что начало данной символики было положено в Древней Греции. На античных барельефах с факелами в руках обычно изображали стоящих рядом Деметру, богиню плодородия, и ее дочь Персефону, с которыми связан миф о смене времен года. Рассказывают, что однажды Аид, бог подземного царства, украл у матери юную Персефону и взял ее в жены.
Безутешная Деметра удалилась от мира, в котором наступила вечная зима. Чтобы все живое окончательно не погибло, Зевс договорился с Аидом о том, что тот будет периодически отпускать супругу на землю. Когда Персефона приходит к Деметре с согревающим огнем в руках, на земле начинается весна, все вокруг возрождается, жизнь снова берет верх над смертью.
Кроме того, Деметра у греков была и богиней рожениц, то есть покровительствовала появлению новой жизни. Она врачевала беременных и младенцев. В этой ипостаси ее тоже рисуют с факелом. Огнем она как будто отгоняет от людей мрак смерти.
Позже этот символ она передала богу врачевания Эскулапу (Асклепию). Эскулапа чаще изображают с посохом, который обвила змея. Но есть и более редкая эмблема данного бога, на которой змея обвивает не посох, а факел – знак излечения от болезней.
Иногда на античных вазах с зажженным факелом рисовали богов любви Афродиту (Венеру) и Эрота (Амура). У этих образов может быть три значения. Во-первых, любовь и сексуальное желание считали особым пламенем, которое зажигали в людских душах стрелы маленького крылатого бога. Во-вторых, волшебный огонь божеств любви как будто бы заново освещал мир для влюбленного, и тот начинал все видеть совсем по-другому.
Самое простое и даже шуточное объяснение заключается в том, что Эрот при помощью факела якобы лучше и издалека видел свою очередную жертву. В любом случае, выражение «огонь любви», очевидно, вошло в оборот именно с античных времен, а «факельными певцами» греки называли авторов любовной лирики.
Культурные герои Греции
тоже использовали факелы , но чаще как оружие.
Например, могучий сын Зевса Геракл прижигал зажженной головней шеи Лернейской гидры, чтобы на них заново не отрастали отрубленные головы. Великий титан Прометей был огненосцем для людей: он дал им священный огонь жизни, похитив для этого горящий факел с самого Олимпа. Братьев Диоскуров Кастора и Полидевка тоже видели с факелами в руках. У Полидевка в ярко пылало пламя, что указывало на его бессмертие, а факел смертного Кастора был потушен, так как герой погиб молодым. Убийца страшной Химеры юный Беллерофонт победил огнедышащее чудовище с помощью крылатого коня Пегаса и волшебного пламени, факел с которым дала ему Афина.
Священная функция огня в древнем мире была очень важной. Пламя, горящее в чашах с маслом, на деревянной головне, в металлической оправе с фитилем играло большую роль при проведении различных торжеств. Оно создавало праздничное настроение и выполняло символические функции.
Факелы использовали:
в религиозных ритуалах и процессиях;
при символической передаче власти (огонь был ее символом, и будущий правитель должен был принять горящий факел);
как обязательный свадебный атрибут (они считались знаками мужской силы и плодовитости);
во время организации похорон.
Мифологическая связь факела со смертью
имеет очень древние корни.
Почти у всех народов мира боги, которые имели то или иное отношение к смерти, среди своих священных атрибутов имели и факел. Возможно, в основу понимания образа лег мотив освещения пути (свет помогает душе найти дорогу в иной мир). Может быть, в основе такой трактовки факела находится представление о жизни как о горящем огне и о смерти как о его угасании.
Недаром для древнегреческой философии было характерно восприятие души именно как огненной сущности. Гераклит Эфесский считал пламя первоосновой и обязательной составляющей всех вещей и сущностей. Он утверждал, что, когда они погибают, их огонь гаснет.
Поэтому в традиции древнегреческой культуры было изображать жизнь как горящий факел, а смерть – как погасший (здесь можно провести аналогию со знаком церковной свечи) и иногда опущенный вниз.
Вообще же у многих народов факелы были священными предметами богов, связанных с миром мертвых.
Одним из древнейших примеров этой связи можно считать вавилонскую богиню смерти Эрешкигаль. Ее знаками были веревки и факел, которым она светила в лицо того, кто должен был увидеть ее «взгляд смерти».
Египетский Сет (провожавший души усопших) тоже входил в царство теней, где было мало света, с факелом в руках.
В античной мифологии факелы ассоциируются с разными божествами, связанными со смертью. Танатоса, забирающего души, рисуют в виде черного юноши с потухшим факелом. Освещает себе путь и проводник в царство Аиде Гермес. Однажды он даже дал свой волшебный факел Орфею, который отправился за душой своей жены. Второй раз так же помог Одиссею, которому необходимо было проникнуть в подземный мир для встречи с покойным прорицателем. Селена, Артемида, Персефона и Геката, которые в разных районах Древней Греции считались богинями луны и смерти, зачастую изображались рядом с факелами. Причем в том случае, если подчеркивалась их лунная сущность, то вокруг них, либо у них в руках горели огни. Когда имелось в виду, что та или иная богиня связаны со смертью, то факел был потухшим и даже перевернутым. Зато он всегда горел у Ареса (Марса), отвечавшего за кровавую войну. Но это был огонь ненависти и убийства.
В индуистской мифологии черная Кали (злая ипостась супруги Шивы) в одной из своих шести рук тоже держит перевернутый факел как орудие уничтожения.
Западнославянский бог загробного мира Флинц в разных вариантах виделся бледным мужчиной, мертвецом или скелетом в красном плаще и с длинным горящим факелом.
В христианстве факел изначально ассоциировался со светочем веры ,
которую нес людям Иисус – Свет Мира..
В то же время он обозначал и предательство, в результате которого люди (легионеры) с факелами пришли за Спасителем и взяли его на казнь. Кроме этого, эмблема «перекрещенные факел и топор» означает мученичество за веру (на костре и плахе) и связана с идеей святости. В иконографической традиции самым известным стал сюжет о том, как Фома Аквинский изгоняет с помощью факела свою соблазнительницу. А спутницей святого Доминика была собака с факелом в зубах.
На христианских гробницах первых веков распространения религии, кроме крестов, нередко изображали ангелов с факелами без огня. Лишь позже этот древний образ конца земного существования был заменен погасшей свечой. В культуре европейского Ренессанса образ факела приобрел множество аллегорических значений. Он был характерен для персонифицированных фигур Умеренности (она гасит пламя страстей), Мира (сжигает оружие), Клеветы, Страсти.
В новой культуре
Вы можете найти ее на сайте компании «Данила-Мастер».
Кроме того, в нашем каталоге Вы увидите большое количество интересных моделей ритуальных памятников из карельского гранита и образцы фотокерамических портретов на них. Позвоните по бесплатному номеру или заполните форму, и наши менеджеры ответят на любые возникшие у Вас вопросы о наших товарах и услугах.
Ответим на любой вопрос
Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время