Книга символов. Стрела
В частности, она являлась атрибутом божественных Отцов, которые ассоциируются с космическим верхом и небом.
Основные толкования этого образа одинаковы во всех культурах.
Власть. Стрела в древности была оружием дальнего боя и большой убойной силы. велика вероятность, что именно поэтому она стала символом божественного могущества и мощи, а также внезапной смерти, а значит ниспосланной свыше. Именно факт обладания таким оружием, как молнии, указывает на небесное начало божества.
Многие из верховных богов даже свой верховный статус приобрели лишь тогда, когда получили в обладание волшебные стрелы. Например, Зевс стал признанным главой олимпийцев только после того, как циклопы выковали для него стрелы молний, что сразу сделало Зевса повелителем неба и грозовиком. Этим волшебным оружием младший сын Крона убил исполинское чудовище – порождение Хаоса – и обеспечил олимпийцам победу над старыми богами и мировое господство. С тех пор перуны – стрелы – стали обязательным атрибутом власти Зевса и Юпитера. Этих главных богов изображают с ними в руках или в образе орла, в лапах которого зажат полный колчан. У славян бог-громовник Перун (княжий, воинский покровитель) тоже мечет на землю огненные карающие стрелы во время грозы. В этом ему помогает его брат ветер-Стрибог. У всех народов мира молнии - священны, а места, куда они попадали, нередко становились культовыми, на них даже возводили храмы.
Мужская сила, любовь, космический закон продолжения жизни. Небо (а значит, и небесное божество) – это одновременно источник животворящей и карающей силы. Оно в большинстве мифологий рассматривалось как супруг Земли, который оплодотворяет ее во время дождя и грозы с помощью воды и огня, падающих сверху вниз, подобно стрелам, и дающих новую жизнь. Подобный акт оплодотворения, с точки зрения жрецов, обеспечивал космическое равновесие. Недаром иногда даже мировую космическую спираль изображали в виде завитой стрелы.
Стрелы издавна были аллегорическим знаком любви, мужской половой функции и продолжения рода. Древнегреческий бог любви Эрос (Эрот) не расставался с колчаном, в котором лежали стрелы, возбуждающие плотскую любовь.
Духовное прозрение. Эмблема «летящая стрела» имеет и значение другого жара – не плотского, а духовного. Поэтому в религиозной атрибутике тибетского буддизма есть ритуальный атрибут дадар (или дамо), которая называется «стрелой предсказаний». Она считается особым символом жизненной силы, пути Сансары, духовного возрождения.
Солнечный (небесный) свет. Тесно связан образ стрелы с небесным солнечным светом, который лежал в основе создания космоса. Так, древнеегипетские Ра и Нейт, славянские Даждьбог и Ярило, индуистские Индра и Рудра, зороастрийский Митра – боги небесного света и солнечных лучей – тоже нередко изображались со стрелами в руках. Некоторые индийские религиозные обряды включали в себя метание красиво оформленных стрел в небо, что символизировало подношение Индре. В древнеславянской традиции сами стрелы и их изображение использовалось в свадебном обряде как мистические обереги от злой, нечистой силы. Их обязательно втыкали в стены помещения, в котором обустраивали ложе молодым для брачной ночи. У многих народов стрела, вплетенная в волосы, считалась очень сильной защитой от недоброжелателей любого рода.
- солнечных лучей;
- восхождения к небесному началу (стрела, летящая вверх);
- мужественности;
- молнии, дождя, оплодотворяющего элемента природы, плодородия;
- силы, войны, охоты;
- возмездия, неотвратимости;
- духовного оружия;
- смерти, морового поветрия, скоротечных болезней, чумы;
- любви;
- преодоления пространства;
- взлета, восхождения к небесам;
- динамики (так же, как круги, спираль), выражает идею преобразования;
- мученичества (в христианстве);
- духовного оружия;
- угрозы.
Отдельно и подробно рассматривается смысловая составляющая данного символа, связанная с понятием "кара". Ведь стрела – это прежде всего смертоносное оружие с высокой эффективностью поражения. Во многих мифологиях карающие боги несут людям за их грехи либо неповиновение высшим законам гибель именно посредством стрел.
В египетской традиции функцию наказания выполняла Сохмет. Ее ассоциировали с палящими солнечными лучами, которые в определенных случаях несут из пустыни засуху, выжигают все живое, становятся причиной мора среди людей.
У древних греков смертных подобным образом поражали близнецы Аполлон и Артемида. Оба они были богами скорее жизни. Аполлон (Феб) связывался с мировой гармонией, светом и солнцем, а его сестра – с живительными силами природы. Оба также покровительствовали охотникам. Но если кто-либо совершал прегрешения, боги по воле свыше уничтожали нечестивцев своими несущими смерть стрелами. Так они наказали за непочтение к Латоне (собственной матери) злополучную Ниобу, убив всех ее детей. Безутешная Ниоба после этого от горя превратилась в скалу. А во время войны с Троей от стрел Аполлона погибло множество ахейцев, которые дерзнули похитить и обесчестить дочь Хриса – главного троянского жреца светлого бога. Эллины часто видели во внезапной смерти, а тем более – в мировом поветрии, руку разящих стрелами богов. Причем карать мог и лично Зевс, который метал с небес молнию, способную уничтожить за раз целый город.
В индуизме карающими богами были Рудра и Яма. Рудру в Атхарваведе называют "стрелком из лука". Его зловещий образ ассоциируется с разрушениями и смертью.
Даже гимны, которые посвящены этому богу, чаще всего изображают ужас, которые внушают его грозные стрелы. Его молят не убивать домашний скот, коней, родственников, детей. Яма – хозяин ада, отвечающий за наказание грешных душ. Он – божество смерти и болезней, которые несет на землю своими страшными черными стрелами.
По преданиям славянский бог Перун также убивал небесными стрелами нечестивцев и клятвопреступников. При этом он, как и Яма, был связан со смертью через обряд похорон, который предполагал проведение ряда ритуалов (в том числе и погребальных жертвоприношений) перед кумиром божества. В частности, там сжигали тела усопших, души которых поднимались в перуновы небеса, а оттуда – в Навь.
Карающими были и стрелы многих мифологических и легендарных героев: Гильгамеша, Геракла, Париса, Вильгельма Телля, Робина Гуда, русских богатырей. Они уничтожали зло во всех его воплощениях – от мистических чудовищ до вполне земных злодеев.
В христианстве это прежде всего знак мученичества. Многие мученики за веру были умерщвлены именно с помощью данного оружия. Наиболее известны истории святой Урсулы и святого Себастьяна. Оба подвижника пострадали от рук язычников:
Урсулу, давшую обет девства и посвятившую жизнь Иисусу Христу, застрелили дикие гунны, так как она предпочла смерть бесчестию.
Себастьяна изрешетили стрелами палачи императора Диоклетиана, фанатичного противника христианства.
На иконописных изображениях и полотнах художников Урсула держит в руках одну стрелу, а Себастьян нарисован привязанным к дереву и пронзенным множеством стрел.
Второе значение данного образа в христианстве связано с идеей божественной любви, которая проникает в сердце верующего. Этой аллегории мы обязаны святому Августину. Третий аспект восприятия символа – божественная защита. Ее наиболее полно олицетворяет икона Пресвятой Богородицы, которую называют семистрельной. На ней Дева Мария изображается пронзенной семью стрелами. Считается, что этот образ смягчает сердца, спасает от конфликтов, отводит от дома воров и грабителей. Наиболее же известная средневековая христианская символика стрелы связана с библейской традицией. Как известно, лук со стрелами держит в руках один из зловещих всадников Апокалипсиса, который олицетворяет собой ни что иное, как саму смерть.
В светской средневековой традиции при символическом изображении смерти (в виде скелета в балахоне) также иногда фигурировали лук (или арбалет) и стрелы в ее руках. С помощью этого оружия она точно поражает свои жертвы. Впрочем, тогда же существовало убеждение, что чуму в наказание людям по божьей воле сеют карающие ангелы – тоже с помощью стрел.
Символические визуальные воплощения стрелы были популярны во все времена. Этот образ можно встретить на:
- эмблемах;
- пиктографических (в виде иконок) письмах;
- гербах династий, городов, стран и предприятий.
В изображения вкладывали самые разные смыслы, связанные со словом «стрела». Одной из интересных архитектурных форм такого рода стал обелиск. Он обозначает апофеоз вечной славы и воплощает идею вечности через застывшее в камне движение от земли к небесам.
Обелиски обычно делают из вечного гранита и устанавливают в память о великих событиях, подвигах и людях, которые их совершили. Нередко и на обычных кладбищах ставят памятники в виде обелиска.
Подробнее о том, какие значения вкладываются в те или иные модели памятников, Вы можете прочитать на сайте компании "Данила-Мастер". Там же расположен каталог большого количества моделей памятников из карельского габбро-диабаза.
Каталог памятников из гранита
-
Памятники
- Оформление памятника
-
Благоустройства
захоронений - Установка
- Дополнительный ассортимент
-
Акции и скидки
-
до 30 декабря
-
до 30 декабря
-
до 30 декабря
-
до 30 декабря
-
- Акции и скидки
- Личный кабинет
Примеры памятников, установленных компанией "Данила-Мастер"
Ответим на любой вопрос
Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время