Данила-Мастер
  • Сейчас просматривают: 2
  • Всего просмотрели: 17728

Образ времени в мировой культуре и часов в системе символов.


 
Что собой представляет образ времени в мировой культуре? Каковы традиционные символические значения часов, в том числе песочных, в древней мифологии и христианстве? Какое развитие символика образа часов получила в живописи и прикладном искусстве нового времени?
Песочные часы

Что символизируют песочные часы? Книга символов

Символизм часов в культуре появился, очевидно, сразу после их изобретения. Сейчас трудно точно сказать, когда именно это произошло. Некоторые считают, что их первыми создателями были древние китайцы, другие отдают пальму первенства египтянам или ассиро-вавилонянам. Считается, что вначале были водяные часы (клепсидра), и только после этого – песочные и солнечные. Точно известно, что древние греки еще в доклассическом периоде своего развития активно пользовались всеми тремя разновидностями хронометров, а вот римляне песочных часов не знали.
До эпохи появления часов люди определяли время по изменениям в природе. Для этого они отмечали циклы в смене времен года, изучали движения луны, солнце, звезды, растения и поведение животных. Например, аборигены дальнего Севера в древности определяли время с помощью описания жизненных циклов моржей, диких оленей и стай лосося (так и говорилось: время прихода лосося; тогда, когда ушли олени и так далее). Для племен, живущих в тесных взаимоотношениях с окружающим миром, это было естественно. Сама их действительность свидетельствовала о том, что их жизнь, как и существование всего вокруг, не стоит на месте, а как-то движется, изменяется и неуклонно меняет каждого человека.

Любое существо постепенно проходит свою дорогу, ведущую от рождения к смерти. Таким образом, время как некая мировая сущность, было осмыслено людьми очень давно.

Прежде всего это отразилось в мифологии
Бог

Мифы о создании мира, которые обязательно сочиняли все без исключения народы, рассказывают о том, как в начале времен суша была отделена от воды, свет от тьмы, появились верх (Небо) и низ (Земля) и время. Таким образом, появление времени в мировой мифологической традиции обозначает один из актов рождение Космоса из Хаоса, а постоянные перемены – это обязательная составляющая самого бытия.

Один из космогонических мифов древних греков рассказывает о том, что в период первоначального сотворения Хаос породил сам из себя великий мрак (Эреб) и ночь (Нюкту). Эти стихии вступили в брак, который увенчался появлением света (Эфира) и дня (Гемеры). С тех пор на земле стали сменять друг друга ночь и день, то есть возникли сутки – первые временные циклы. А после первого в мире злодеяния, совершенного Кроном (он оскопил и сверг своего отца Урана) Нюкта родила от Хаоса целый сонм разных неприятных и просто страшных богов, в том числе и Танатоса – смерть. Так появилась бренность, ставшая законом существования. Если до этого все в Космосе тяготело к вечности, то после появления Танатоса практически все творения приобрели временный статус. Даже боги (бессмертные существа) имели свой рок, по который обрекал их на забвение и исчезновение в определенный срок.

В разных мифологиях и религиях время характеризуется не всегда одинаково. Оно может быть тем, что называют вечностью, иногда рассматривается как смена циклов или представляется линейным. Вечность царит в чертогах богов, которые, в отличие от смертных, избавлены от старости и смерти. Но даже их вечность (парадокс!) – это перемены циклов.

  • В античной мифологии рассказывается о сменах пантеонов, которые фактически обеспечивают чередование мировых циклов: золотого, серебряного, медного, железного веков.
  • В основе миропонимания буддизма лежит учение о смене кальп. Кальпы – это миры внутри Колеса Самсары, вечного перерождения бытия. Вместе с каждым миром перерождаются и боги. Любая кальпа рождается, развивается и умирает. Она существует миллионы лет, а потом обязательно сменяется другой. На земле для смертных это выражается в чередовании времен года, лет, поколений и т.д.
  • Индейцы доколумбовой Центральной Америки представляли время в виде великой спирали, в кругах которой существует и изменяется все.
  • Древнерусская традиция впервые отразила понятия линейного времени в летописях. Эти исторические тексты вели описания "по летам" (годам) от сотворения мира, а не циклам правления того или иного повелителя (как это делали авторы зарубежных хроник).

Время всегда олицетворялось в образах первых великих и могущественных богов – его повелителей и служителей одновременно:

  • у египтян это был Нехебкау;

  • у греков Кронос (Хронос);

  • у римлян Сатурн и двуликий Янус (одно его лицо смотрит в прошлое, другое – в будущее);

  • в древнем Иране у огнепоклонников – Зерван;

  • в Индии – Кала;

  • у китайцев Тай-суй;

  • на Тибете – Лхамо.
 

Иногда рассказывали о их благосклонности к людям (Януса, например, называли "добрым создателем"), но чаще этих богов боялись, так как видели в них убийственное начало. В частности, эллины считали Кроноса хитрым и безжалостным. И действительно, чего хорошего можно ждать от того, кто пожирал собственных детей?

Колесо
Колесо Самсары
Появление времени в мировой мифологической традиции обозначает один из актов рождения Космоса из Хаоса.
Никта
Адольф-Вильям Бугро "Ночь". Никта, богиня ночи, 1883г.
ДАЖЕ БОГИ (БЕССМЕРТНЫЕ СУЩЕСТВА) ИМЕЛИ СВОЙ РОК, КОТОРЫЙ ОБРЕКАЛ ИХ НА ЗАБВЕНИЕ И ИСЧЕЗНОВЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК.
Триумф
Жан-Фансуа Дестри "Триумф Времени и Правды", 1773 г.
В римской мифологии Кронос (Хронос - "время") известен как Сатурн - символ неумолимого времени.
Часы как символ всего, что связано с образом времени
Стенд часов

Трудно сказать, как на предмет, измеряющий определенные временные отрезки, смотрели во времена использования клепсидры. Сведений об этом просто не сохранилось. Однако всемирно известная пословица о том, что "с тех пор много воды утекло" свидетельствует: уже в глубокой древности часы стали знаком текучести жизни, бренности бытия. Одновременно это – и общепризнанный символ вечности.

Особенно красноречиво образ бесконечной цикличности воплощен в песочных часах. Прежде всего – в их внешнем виде. Этот инструмент измерения времени состоит из двух стеклянных колб, соединенных узкой горловиной. Именно в нее из верхнего пузыря в нижний просыпается песок за определенное количество минут – от полуминуты до полного часа (в морском деле использовались даже четырехчасовые "склянки", как их называли). Своим видом песочные часы напоминают восьмерку: две перетекающие друг в друга сферы. Это число связано с понятиями "полнота бытия", "начало нового цикла", "Земля", "трехмерность". Положенная набок, цифра восемь еще в Древнем Египте означала бесконечность. Сам факт того, что, по истечении песка вниз, часы надо переворачивать, еще раз подчеркивал цикличность хода жизни, символизировал как бы некий новый поворот мировой сферы.

Когда в культуре появился инновационный вид часов – циферблатные механические, – значение образа осталось прежним. Первые часы со стрелками были всегда круглыми, что внешне связывало их восприятие со сферической символикой. А деление циферблата на части, показывающие часы, минуты и секунды, и совершение стрелками непрерывного движения по кругу подчеркивали старую идею циклической бесконечности.

В целом же, с течением времени сложилась определенная совокупность аллегорического значения образа часов:

  • как знака бренности, смертности и смерти;
  • времени (истекшего, неумолимо проходящего и т. д.), быстрого бега времени;
  • как циклов разрушения и созидания (жизни и смерти);
  • как связи Небес и Земли, инверсионных взаимоотношений Верхнего и Нижнего миров (о чем говорит переворачивание часов);
  • песочные часы – это олицетворение восьмерки бесконечности и двойственности мира.
Рождение Вселенной
Рождение Вселенной
ПОЛОЖЕННАЯ НАБОК, ЦИФРА ВОСЕМЬ ЕЩЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ОЗНАЧАЛА БЕСКОНЕЧНОСТЬ.
Башеннные часы
Башенные механические часы с автоматическим механизмом XVI века
Христианская культура
Лесной

восприняла практически все перечисленные символические восприятия часов и по-своему развила их. В частности, за каждым суточным часом Церковь закрепила исполнение тех или иных псалмов и молитв, различных чтений из библейских и прочих священных книг. Любая христианская служба состоит из определенных частей, тоже привязанных ко времени. Православный канон богослужения подробно описан в специально составленной книге под названием "Часослов". В нем содержатся разного рода богослужебные тексты, которые читают в то или иное время суток. Одна из разновидностей христианского храма даже имеет название "часовня". Это культовое строение без алтаря, но со всеми другими необходимыми атрибутами, которые позволяют проводить там часы – церковные службы.

Некоторые христианские святые аскеты изображаются с песочными часами в руках или рядом. Это подчеркивает идею конечности телесной человеческой жизни и неизбежности успения и ответственности души перед Господом. Наиболее известные примеры этого – иконописные изображения Марии Магдалины и святого Амвросия, святого Иеронима.

Еще один аспект культурной христианской трактовки образа часов появился в искусстве позднего европейского Средневековья – в XIV веке. Именно в этот период в изобразительную традицию вошел образ смерти в ипостаси Мрачного Жреца или зловещего скелета, который появляется рядом с людьми в моменты их наслаждения жизнью. Мрачный Жнец обычно одет в монашеский черный балахон с капюшоном, а в руках держит косу и часто – песочные часы. Коса – это его оружие для умерщвления людей, а часы говорят о том, что миг их гибели пришел, их время истекло. То же значение имеют песочные часы в костяшках пальцев скелетов на картинах А. Дюрера "Рыцарь и смерть", Г.Б. Грина "Три возраста женщины", неизвестного художника XV из голландского города Зволле "Дама и смерть", на многочисленных литографиях и гравюрах этого периода.

Для различных живописцев, начиная со средневековой эпохи, часы становятся знаком хранения времени. С помощью этого образа они изображали сложные идеи:

  • настоящее как миг между прошлым и тем, что непрерывным потоком идет ему на смену;
  • хрупкость и быстротечность бытия;
  • дуалистическое чередование Космоса и Хаоса, жизни и смерти;
  • неумолимость и хрупкость времени.
 

Песочные часы были одним из постоянных элементов в картинах жанра Vanitas (в переводе с латинского суета, тщеславие). Они по значению совпадали с двумя другими символами – черепом и увядшим цветком. Подобные натюрморты-аллегории были призваны напоминать о скоротечности жизни, неизбежной гибели и тщетности наслаждений. В это же время песочные часы появляются на полотнах с изображением лабораторий алхимиков (такие сюжеты входят в моду в XVI веке) П. Брейгеля Старшего, А. ван Остаде, Ж.Л. Перье и др.

В прикладном искусстве есть образ, соотносимый по смыслу с песочными часами. Например, в североамериканской орнаментальной традиции он представлен в виде соприкасающихся треугольников, которые символизируют динамику возврата: тела – души, материи – духа, женского – мужского, земли – неба, жизни – смерти и пр. То же самое встречается в орнаментах народов Аляски, Африки, Индии, Кавказа, у славян, ирландцев, афганцев, таджиков и многих других на росписях, вышивке, тканях, резьбе, чеканке.

Астрономические часы
Астрономические часы Страсбургского собора
Святой Иероним
Маринус ван Реймерсвале "Святой Иероним в келье"
Натюрморт
Филипп де Шампань. Натюрморт в жанре vanitas - Жизнь, Смерть и Время - три символа бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами)
Динамика возраста
Изображения человеческих фигур в виде соприкасающихся треугольников, которые символизируют динамику возраста: тела - души, материи - духа, женского - мужского, земли - неба, жизни - смерти и пр.
Ритуальное погребальное искусство

Ритуальное погребальное искусство также использовало песочные часы как знак быстрого конца жизни, неизбежности смерти для всего живого. Скульптурные изображения часов на могильных монументах и камнях стали делать в XVI-XVIII веках. В это время песочный хронометр было принято даже класть в гроб покойного. А скульптуры и барельефы, например, скелетов или ангелов с часами встречались на надгробиях очень часто.

Часы с крыльями

Подробнее о разнообразии и смысле ритуальных изображений на памятниках Вы можете прочитать на страницах сайта компании "Данила-Мастер". Там же Вы найдете большой каталог наших памятников из карельского гранита и Конструктор для их оформления, который содержит множество традиционных ритуальных эмблем и символов.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ
КС6
Популярные памятники
сертификаты и дипломы