Крест – это один из традиционных символов сакрального характера, который был распространен еще в древневосточных культурах. Египетская мифология и пиктография трактует этот знак (в виде своеобразного петлястого креста) как воплощение идеи вечной жизни, посмертного возрождения и божественной мощи. Именно от древних египтян он перешел к коптам практически в том же самом значении. Древнеиндийские кресты (зерваны) – с загнутыми под прямым углом концами – изначально символизировали непрерывный солнцеворот, то есть были божественными солярными изображениями вечного коловращения времен. Наши предки – восточные славяне – тоже поклонялись такому знаку солнца, что нашло свое отражение в прикладном искусстве (ткачестве, вышивке, ювелирном деле, зодчестве).
Таким образом, христианство восприняло уже известный в предшествующей мировой культуре крест как бы в наследство. В этой новой религии он так и сохранил ассоциацию с бессмертием, воскресением, но приобрел еще и смысловой оттенок, связанный с понятием «жертвенность». В целом же, он стал одним из ключевых знаков христианства. Прежде всего именно в этом понимании он возникает в контексте мозаических и орнаментальных, живописных, скульптурных и прочих изображений Средневековья, Новой и Новейшей эпох.
Разновидности конфигураций и отделки
Он выполнен в стиле барокко – направления в искусстве, которое характеризуется повышенными пышностью и оригинальностью отделки. Кресты этого стиля поражают обилием орнаментальности, изящной прорисовкой узоров. Они покрываются сусальным золотом, нередко бывают украшены драгоценными или полудрагоценными камнями. Их обычно ставят на церковные купола и рядом с алтарями. Иногда они встречаются и в местах захоронений.
Крест под названием "терновый венец" был издавна популярен у большинства христианских народов. Венец обозначает искупительные страдания Спасителя, на чело которого воины (по апостольским свидетельствам) возложили сплетенные терновые ветви. Это объясняет значение священного терна: победа (над смертью и грехами) и награда (за веру и жертвенность).
Еще один вариант кованого распятия называется "виноградной лозой". Из основания креста исходят два виноградных ствола с гроздьями, что являет собой идею Воскресения. Плоды винограда в христианской трактовке обозначают всех верующих, ветви растения – апостолов, а сама лоза – Иисуса. Если виноград оплетает сноп пшеницы, то это говорит о таинстве евхаристии.
Не менее известен и старопечатный "плетеный" крест. В оригинале это византийское плетение, которое широко использовалось в том числе и для украшения святого распятия. Данный тип украшения стал широко распространенным и в орнаментальной технике славян. Особенно часто он был представлен в древнейших рукописных памятниках глаголического письма.
Концы четвероконечного "каплевидного" креста выполнены в виде узоров, имитирующих капли христовой крови.
Возможно, наиболее известным из всех вариантов является собственно распятие с изображением казнимого Иисуса. Его католическая и православная версии различаются по ряду особенностей. В православной версии ноги Христа прибиты 2-мя гвоздями, у католиков – одним. Иисус по греческому канону изображен не столько прибитым, сколько как бы парящим в воздухе без явных мучений. У католиков его тело провисает на руках, лик выражает страдание.