Похоронные обычаи любого народа всегда определялись религиозными догматами и канонами, на которые влияли еще и древние местные суеверия. Еврейские погребальные традиции очень консервативны. Они всегда были мало подвержены чужим влияниям и строго регламентировались священными книгами, в том числе Торой и Талмудом.
В последнее время эти строгие правила тоже несколько видоизменились под воздействием других культур. Однако ортодоксальные семьи стараются максимально соответствовать установленным нормам похоронной иудейской обрядности. Для них древние предписания Ветхого Завета до сих пор незыблемы.
В частности, ветхозаветный запрет на изображения человека, который в еврейском быту сейчас нарушается постоянно, в ритуальном контексте продолжает играть важную роль.
Невозможность помещать на надгробиях портреты умерших и даже абстрактно выполненные человеческие фигуры влияла и влияет на вид еврейских могильных памятников. На них допустима гравировка только лишь надписей, орнамента и некоторых символов.
При этом считается неправильным перегружать мемориал графикой, а все разрешенные тексты и изображения всегда имеют глубокий и определенный смысл. Прежде всего символические образы заменяют традиционные для нашего времени портреты. Они способны поведать о том, кем и каким был усопший при жизни, в каком возрасте его (или ее) настигла смерть.
Образы-символы на иудейских памятниках, которые встречаются чаще всего
это религиозные знаки, предметы культа или быта, животные и растения, некоторые части человеческого тела. Все они в разных вариантах исполнения говорят о строго определенных вещах.
Одни свидетельствуют о том, какое положение человек занимал в обществе или обозначают его профессию.
Например, ладони, которые сложены в особом жесте благословления (бирхат-коханим), высекаются на надгробии религиозного сановника высокого ранга – кохена. Книга или стадо без пастыря рассказывают о личности раввина. На камне над могилой парикмахера или портного можно увидеть ножницы, ювелира – украшение и т.д.
Ритуальные рисунки обозначают и пол покойных, и их семейный статус. Руки, поднятые над горящими свечами или надламывающие ветвь дерева, обычно украшают женское захоронение.
Если это могила замужней, то ветка должна быть с плодами, число которых соответствует количеству рожденных детей. Когда памятник стоит над погребением юной девушки, то вместо плодов гравируются цветы по числу прожитых лет.
Иногда фигуры животных на камнях соответствуют именам погребенных: лев – это Лейб, голубь – Иона, олень – Хирш, птица – Фейга, рыба – Фишл. Но чаще всего символы на традиционных иудейских мемориалах более многозначны и вариативны.
Птица (кормящая выводок, несущая жертвенную монетку в кружку, читающая Тору) – это всегда знак того, что похороненный был добродетельной личностью.
Свеча или сломленный цветок говорят о невинности ушедшей души. Это всегда знак того, что похороненный был добродетельной личностью. Их принято высекать на девичьих надгробиях.
Лань – это тоже женский символ, который подчеркивает красоту и нежность покойной, жизнь которой была наполнена любовью близких.
Единорог же становится указанием на то, что человек отдал себя духовной жизни и дух его был силен и несгибаем.
Рыба может, кроме имени, обозначать то, что здесь похоронен утопленник. Если же высечено кольцо из 3-х рыб, оно говорит о вечности божественного существования.
Белка, которая грызет орешек, издавна считается символом ума, знаний, учености. Если рядом с ней изображено перо, то под надгробием лежит переписчик книг, издатель, переводчик.
Аист со змеей в клюве является аллегорией преодоления греховности и накопления добродетелей.
Менора с 7-ю свечами – одна из священных эмблем иудаизма. Она обозначает свет веры и победу над ее врагами. Кроме того, менора – аллегория души. В Ветхом Завете говорится, что человеческая душа есть светильник Господень.
Звезда Давида (маген-Давид) тоже известный знак иудейской религии, который стал постоянно появляться на еврейских надгробиях начиная с XIX века.
Бывает, что на иудейских стелах появляется и образ самой смерти: сломленная свеча, разбитая лодка, расколотый кувшин, упавший светильник и пр.
Материал и форма
еврейских памятников тоже в основном традиционны.
Их делали и делают обязательно из камня, который многократно упоминается в Ветхом Завете как знак вечности и веры, границы между материальным и духовным мирами.
Он считается особым даром Всевышнего, говорящем о вневременности, вечности. Кроме того, этот материал издревле был самым надежным и стойким носителем памяти о людях, когда-либо приходивших на этот свет, а потом покинувших его. Вначале для надгробий выбирали доступный известняк или красивый мрамор, потом стали отдавать предпочтение еще более прочным базальту и граниту. Кстати, небольшие камешки приносят на могилы и посетители в знак того, что они были здесь и помнят о тех, кто ушел навсегда.
Каменные еврейские памятники и надгробия (мацевы) обычно имеют прямоугольную форму с закругленным навершием. Оно имитирует арку, во многих религиях ставшую аллегорией вечной жизни, всегда побеждающей смерть и тление. Кроме рисунков, такие стелы нередко украшаются орнаментами с растительными и зооморфными мотивами и всегда – эпитафиями. Шрифт, которым высекаются надписи, благодаря своей особой декоративности и разнообразию начертаний, сам по себе становится элементом декора.
Эпитафия
в еврейской ритуальной культуре всегда имела огромное значение.Классическая еврейская эпитафия состоит из нескольких обязательных частей. Вначале, после слов «Здесь похоронен (сокрыт, спрятан, положен, покоится)», помещают имена усопшего и его отца («Меир, сын Йоханана», «Ципора, дочь Эзры»). Фамилию, следуя канону, писать не нужно, однако сейчас это нередко делается. Далее идет дата смерти по еврейскому календарю («скончался такого-то числа, таких-то месяца и года») или даты рождения и смерти (но это уже – дань европейской норме).
Более развернутая эпитафия может включать в себя другие элементы: восхваление умершего, скорбные формулировки от имени родных и слова о неизбежном воскресении души. тоже известный знак иудейской религии, который стал постоянно появляться на еврейских надгробиях начиная с XIX века. Для этого широко используются цитаты из библейских книг и некоторых других священных текстов.
КОМПАНИЯ «ДАНИЛА-МАСТЕР» ПРОИЗВОДИТ ПАМЯТНИКИ ИЗ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО КАРЕЛЬСКОГО ГРАНИТА ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЕХ КОНФЕССИЙ.
Мы добывает габбро-диабаз на собственном месторождении, что делает цену нашей продукции конкурентоспособной. Художники нашей компании разработают модель и оформление надгробия строго по канонам той религии, к которой принадлежал покойный.
Каталог памятников из гранита
-
Памятники
- Оформление памятника
-
Благоустройства
захоронений - Установка
- Дополнительный ассортимент
-
Акции и скидки
-
до 30 декабря
-
до 30 декабря
-
до 30 декабря
-
до 30 декабря
-
- Акции и скидки
- Личный кабинет
Примеры памятников, установленных компанией "Данила-Мастер"
Ответим на любой вопрос
Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время