На стенах импровизированных природных жилищ появились известные всем наскальные рисунки древних художников, которые изображали древние символы: животные и связанные с ними сцены быта. Такие картины имели в первую очередь ритуальный характер.
Из этого следует, что свое мистическое значение образы животных приобрели еще в те времена, когда человек непосредственно зависел от природы, не отделял себя от нее. Племена собирателей и охотников каменного века еще во времена раннего палеолита считали животных своими родоначальниками, сочиняли легенды о необычных свойствах тех или иных зверей. Они верили в их чудесное влияние на собственную жизнь.
Позже стали появляться родовые тотемы, в которых заключался сакральный символический и религиозный смысл. Например, древние айны таким тотемом считали медведя, который, по их мнению, был прародителем людей и многому их научил. Североамериканские индейцы каждый свой род вели от диких животных и птиц (бизонов, ягуаров, волков, воронов и т.д.) которые, по поверьям, давали каждому новому члену родовой семьи волшебную частичку своего духа.
Обычно людьми обожествлялись животные, внушающие к себе особое уважение или страх, а также сильно влияющие на благополучие людей. Например, охотники делали своими тотемами сильных и свирепых зверей или тех, кого считали наделенными мудростью, ловкостью, умением выживать. Скотоводы видели мистические свойства в коровах и быках, оленях, лошадях, овцах, козах. Представители земледельческих культур – в тягловой скотине.
Когда культура усложнилась, а человек окончательно выделил себя из природы и почувствовал, что он – венец творения, изменились и его боги. Внешне они стали подобны ему самому. Но и в этих поздних верованиях двойниками человекоподобных богов продолжали оставаться животные. Так, тотемами древнегреческого Зевса были бык, орел и лебедь, египетского Гора – сокол, индийского Ганеши – слон, славянского Велеса – змей и волк и так далее. Особенно интересными в древних мифологиях представлены образы животных, которые считались одинаково тесно связанными с верхним и нижним мирами.
Конь
В мировой мифологической традиции он описывается весьма неоднозначно и одинаково часто связывается как с жизнью, так и со смертью, как со светлыми, так и с темными силами. Конь встречается в фольклоре и религиях большинства народов. Ведь значение этого животного в человеческой культуре нельзя переоценить. Лошади помогали людям быстро преодолевать расстояния, были тягловой силой, использовались в сельском хозяйстве и военном деле, давали мясо, молоко, конский волос и шкуру.
В легендах и мифах они также наделяются множеством разнообразных свойств и функций. Кони традиционно связывались с плодородием и плодовитостью, магией и колдовством, ясновидением, трудолюбием и выносливостью, интеллектом и мудростью, победой и героизмом. При этом их же отождествляли с похотью, глупостью и упрямством, смертью и жестокостью, пугливостью, эгоизмом.
Конь часто являл собой космический солярный символ, так как считалось, что солнце – это небесный огненный скакун. Поэтому он становится животным таких богов, как Гелиос, Митра, Ра. При этом он же – лунное, ночное существо богов Посейдона, Исиды, Дианы. Как огненное создание, он связан с ведийским Агни. Китайцы же видели в нем олицетворение неба.
Античные источники упоминают лошадей очень часто. Прежде всего, они были тотемами многих богов. С конем ассоциировались морские повелители – Посейдон (Нептун) и его супруга Андромеда, которые имели целые подводные табуны этих животных и сами в них охотно превращались. Они же дали коней людям, поэтому их называют «дарителями лошадей». На колеснице, запряженной водяными конями, прибывал на олимп и сам древний титан Океан.
Огненный Гелиос – само солнце – каждый день выезжал на своей колеснице на небо, и дарил людям свет. Мудрость в мир принес бессмертный кентавр Хирон, а вдохновение – крылатый конь Пегас. Однако черные кони принадлежали и другому брату Зевса – мрачному Аиду и, соответственно, назывались адскими. Много горя причинили людям кони-людоеды фракийского царя Диомеда, пока их всех не истребил Геракл. Пегас же был одновременно и тем, кто убил великого героя Греции Беллерофонта, истребителя страшного чудовища Химеры.
Великолепные наездники кельты очень любили и ценили лошадей. В их мифологии множество богов связаны с этими животными: Эпона (ее называли богиней-кобылой и Великой Лошадью), волшебница Мебд и ольстерская Мача.
В Галлии кельты поклонялись Диане Плодородной, символом которой была кобыла. Солнце кельтские друиды представляли в виде молодого жеребца, скачущего по небу. Но при этом лошадь у кельтов была и знаком смерти. Считалось, что она провожает умерших в мир мертвых: это перевозчица душ и обязательный участник погребальных культов.
Христианская символическая трактовка лошади развивает сложившиеся традиции. Возможно, наиболее известными примерами являются библейские кони Георгия Победоносца и всадников Апокалипсиса. На иконах и других живописных изображениях Георгий, пронзающий копьем змея, пишется сидящим на белом или огненном коне. Белая масть лошади в верованиях всегда связывалась со всем потусторонним и с чистотой. Только белых коней приносили в жертву богам в Элладе и Риме. На белоснежных скакунах разъезжали светлые боги.
Белый конь Георгия – это символ божественного света и христианской веры. Огненная масть связывается с изначальным мифологическим статусом коня как животного, принадлежащего стихии огня и солнца. Всадники Апокалипсиса выезжают в мир на конях разного цвета: белого (наездник несет в мир разные эпидемии), рыжего (всадник олицетворяет войну), вороного (голод) и бледного (смерть). Здесь белый цвет – это традиционная масть потустороннего коня, рыжий – цвет ярости и крови, вороной – ада, а конь бледный (то есть полупрозрачный, похожий на тень) имеет признаки инфернального существа. Если скакун Георгия представляет собой силу добра, то кони Апокалипсиса есть порождение власти Антихриста.
В мировом фольклоре образ коня встречается очень часто.Героические поэмы всех народов повествуют о великих храбрецах, которым помогали достойные скакуны. Например, лошади русских богатырей – это образцы необыкновенной преданности и стойкости. Они помогают своим хозяевам совершать великие подвиги. В сказках волшебные кони (Сивка-Бурка, Конек Горбунок и пр.) нередко дают возможность героям достичь практически невозможного: изловить Жар-Птицу, добыть молодильные яблоки, найти Живую и Мертвую воду и, конечно, – украсть прекрасную царевну.
Еще один пример сложнейшего мифологического образа животного – кот
Коты и кошки считались священными существами у разных народов. Этот дикий и свободолюбивый хищный зверь был приручен человеком сравнительно поздно. Больше всего он ценился у земледельческих этносов, так как благодаря кошкам можно было защитить собранный урожай от грызунов. Пиететно относились к кошкам и древние мореплаватели (например, финикийцы), которые всегда держали хвостатых крысоловок на судах, чтобы не лишиться запасов пищи в дальних плаваниях.
Практически во всех традициях кошки связывались с хитростью, способностью к перевоплощениям, ясновидением, сообразительностью, внимательностью, чувственной красотой и женским коварством. Они символизировали одновременно силу, негу и изящество, ассоциировались одновременно с удачами и несчастьем.
У большинства народов образ кота был мистифицированным. Наиболее ярко это проявилось в Древнем Египте. Одной из почитаемых египетских богинь была Бастет (Баст), которая представлялась в виде черной кошки или женщины с кошачьей головой. В ее центральном храме в Бубастисе жило огромное количество священных кошек. После смерти их мумифицировали и хоронили на специальном кладбище в саркофагах.
Простых домашних любимцев египтяне тоже любили и почитали, ведь кошка считалась защитницей от болезней и злых сил, подательницей добра и удачи, она обеспечивала плодородие и рождение здоровых детей. После кончины кошки ее хозяева сбривали себе брови и погружались в траур. Тело животного подвергали мумификации и хоронили в ящике вместе с любимыми вещами и мумиями мышей. Некоторые из таких найденных ящиков даже были украшены золотом и драгоценными камнями. Если кто-либо даже случайно убивал кошку, его приговаривали к смерти.
Другие народы древности тоже относились к котам как к особенным, божественным существам.
В Скандинавии верили, что богиня любви и красоты Фрейя ездит на колеснице, запряженной кошками.
Древнеримская богиня свободы Либертас изображалась рядом с лежащей кошкой, кроме того котов в Риме считали домашними гениями-хранителями.
В Тибете и Индии котов почитали как вещих животных, способных предсказывать будущее.
На языческой Руси черная кошка была символом плодородия.
Фольклор разных народов рассказывает о котах – помощниках и покровителях героев. Это Кот В Сапогах из галльского эпического наследия, славянский Кот Котофеич, кот – спаситель Жихарки и т.д.
Однако, наряду с этими положительными свойствами, коты наделялись и множеством отрицательных черт.Они связывались в народном представлении с потусторонними персонажами, смертью, нечистой силой, приносили несчастья. Особенно опасались животных черного цвета. Кельты приписывали им злость и демоническую хитрость; мусульмане считали воплощением джиннов; японцы – предвестниками горя и сущностями, которые способны вселиться в женщину и поработить ее душу; китайцы видели во всех котах злое ночное создание, способное к метаморфозам.
В Европе во времена инквизиции вместе с женщинами, обвиненными в колдовстве, было сожжено множество черных кошек.В это же время возникает международная фольклорная традиция, которая рассказывает о связях черных котов и кошек с демонами и ведьмами. В русском варианте это в первую очередь многочисленные сказки о Бабе Яге и ее фамильяре – черном коте. Он охраняет ее избушку на курьих ножках, летает вместе с хозяйкой на метле и живет между двумя мирами: жизни и смерти.
Однако в Англии даже в средневековые времена к черным кошкам относились положительно, считая их символами удачи. В частности, жены моряков обязательно держали в доме черненьких котят, так как это сулило их мужьям удачу в плавании. Если же англичанину черный кот перешел дорогу, то он и сейчас уверен: это к большой удаче. Вообще же англосаксы кошек традиционно любили и ценили, считая их надежной защитой семьи и дома. Особенно важно, с точки зрения англичан, было иметь кота в доме, в котором кто-либо умер. Ведь, по поверью, смерть обязательно придет в дом еще раз, а черная кошка наделена способностями прогонять костлявую. Англичане так привязываются к своим домашним питомцам, что иногда даже хоронят их в семейных могилах.
на сайте компании "Данила-Мастер". По любым вопросам, а также для получения консультации Вы всегда
можете обратиться к нам, заполнив форму на сайте или позвонив на бесплатную горячую линию.
Ответим на любой вопрос
Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время