Сегодня Цейлон, так еще называют Шри-Ланку - страна, с неоднородным этническим составом. По официальным подсчетам, из 21 миллиона жителей примерно: 74% приходится на сингальцев; 19% на ланкийских и индийских тамилов; 7% на арабов.
Есть и граждане с европейскими корнями – в основном, португальскими и голландскими. Это потомки колонистов, составляющие так называемые бюргерские общины.
Представители этих национальностей и этносов являются носителями разных традиционных религий: сингальцы и ланкийские тамилы - в основной своей массе приверженцы буддизма; индийские тамилы - индусы; арабы – мусульмане; европейцы – католики или протестанты. Соответственно у каждой веры свои обычаи, в том числе и похоронные. Хотя надо сказать, что традиции разных народов, которые давно живут на одной территории, влияют друг на друга. Даже консервативные нормы свадеб и похорон за долгие десятилетия сосуществования приобрели из-за этого своеобразные черты.
Например, цейлонские буддисты всем типам похорон предпочитают не кремацию, а погребение в землю. В целом, это не противоречит догматике религии (исходя из которой тело умершего необходимо отдать одной из 4-х природных стихий или дереву), но этнографы все же считают, что такой тип похорон утвердился на Шри-Ланке из-за влияния христианской культуры европейцев. При этом индусы продолжают хоронить тела усопших с помощью огня, а мусульмане строго придерживаются законов шариата. Так как более 80% жителей Шри-Ланки связаны с буддизмом, то чаще всего здесь можно наблюдать именно буддийский обряд похорон, который приобрел национальные черты.
Уход души в мир иной считается в этой религии главной целью всей жизни каждого смертного. Буддисты всегда должны помнить о неизбежности своего конца и готовиться к нему не как к трагическому финалу, а как к желанному переходу в лучший мир. Колесо Сансары невозможно остановить - душа каждого человека перед окончательным погружением в Нирвану должна переродиться неисчислимое количество раз. Поэтому смерть бренного тела – это еще один шаг к вечному блаженству бессмертной сущности.
Но чтобы очередное перерождение души прошло правильно и успешно, человек должен уйти достойно. Для этого к умирающему призывают ламу, который поддерживает его на пути в загробное пространство. В время, как лама читает необходимые молитвы, умирающий должен думать о вечности и внимательно прислушиваться к тому, как смерть входит в его земную оболочку и постепенно отключает все ее чувства.
родные усопшего идут к астрологу, которому сообщают время смерти (буквально с точностью до секунды).
Астролог смотрит расположение планет в этот момент и дает подробное предсказание:
о том, в какой день и час нужно начинать процедуру погребения;
кто из родни может прикасаться к покойнику;
кто обязательно должен присутствовать на прощании, а кому приходить нельзя;
в какую сторону света надо выносить из помещения гроб с телом;
когда и как осуществится очередное перерождение умершего.
Ланкийцы до сего дня не забыли и своих древнейших верований в старых богов, злых и добрых духов, разных демонов. В среде даже очень современных цейлонцев распространены разные фетиши-обереги, амулеты, всяческие охранные грамоты и предметы. Те родственники, которые так или иначе прикасаются к мертвецу, надевают на себя специально заговоренные украшения, а после обряжения тела участники этой церемонии по обычаю обязательно моют руки с уксусом и благовониями, чтобы очиститься от дурного.
Человека после кончины обычно не трогают 3 дня:
Во-первых, такая пауза позволяет душе, не пугаясь, освоиться со своим новым состоянием.
Во-вторых, мертвая плоть трое суток считается у ланкийских буддистов особенно нечистой и поэтому опасной.
По истечение этого времени покойного обряжают в новые одежды и кладут в белый гроб, который ставят на специальный столик под светлым балдахином. Вокруг гроба располагают арочные украшения, светильники и шары на высоких постаментах. Шарообразные предметы символизируют космос и Сансару, а арки – двери в новую жизнь. Свет должен помочь душе найти нужную дорогу.
назначают обычно по истечению 3-х дней, непосредственно перед самим погребением. На него собирается много людей, причем приходят и незнакомые. Чем больше будет на похоронах народа (исключено лишь присутствие беременных женщин и малых детей), тем лучше, с точки зрения буддистов Цейлона, будет дальнейшее существование души. Чтобы оповестить всех о церемонии, вокруг дома повязываются ленты: белые (если умер мирянин); желто-оранжевые (в случае кончины монаха). В небольших населенных пунктах эти ленты указывают путь от жилища покойного до главной дороги, чтобы все желающие могли безошибочно попасть в нужное место.
Провожающие, пришедшие на похороны в светлых одеждах, чтят память умершего коллективной молитвой. Для этого они собираются на подготовленной около дома площадке, на которую выносят и гроб. Над ним ставят все тот же балдахин из материи, а люди садятся на расставленные рядами стулья. Члены семьи молятся у самого гроба на коленях. После этого священного действа тело предают земле. До могилы его сопровождают под пение мантр, причем горе выказывать не принято: ведь плачем и причитаниями можно повредить душе покойного или огорчить ее.
Своих мертвых ланкийцы погребают либо на кладбищах, либо в собственном саду. Могилу роют глубокую и просторную. Тело хоронят по традиции буддизма: ногами на Запад, без гроба, завернув лишь в белый саван, а над погребением насыпают холм, который сравнивают на 49-й день после захоронения. В головах умершего вкапывают шест с тканью, на которой написаны молитвы, в ноги принято ставить каменный памятник с гравированной на нем мантрой и именем покойного.
Нередко современные ланкийские семьи состоят из представителей разных религий. В этом случае на родовых участках рядом можно увидеть, например, памятник-ступу и типичное христианское надгробие. С тем, как выглядят традиционные христианские памятники, Вы можете подробно ознакомиться на сайте компании "Данила-Мастер".
Иногда это обычные прямоугольные стелы.
Распространены обелиски в виде столбов, увенчанных шаром.
Нередко на могиле можно увидеть стилизованную ступу (дагобу) с круглым основанием (символом реинкарнации), на котором стоит параллелепипед. (символ учения Будды, которое состоит из 4-ех благородных истин), а на нем – восьмиярусная пирамида (знак восьмеричного пути к просветлению).
Самые роскошные захоронения увенчаны статуями Будды.
у буддистов Шри-Ланки принято устраивать на 49-й день после кончины. Все это время душу провожают молитвами и заклинаниями, приносят и жертвы: фрукты, рис, сладости. Это делается для того, чтобы человек смог максимально хорошо переродиться. Ланкийцы свято верят: если душа обидится за плохие проводы, то она может принести семье много неприятностей – от падежа скота до смерти других родственников. После 7-ми недель молений близкие устраивают небольшое поминальное застолье, на котором подаются рис и карри, морепродукты, фрукты и сладкая выпечка.
Ответим на любой вопрос
Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время