Данила-Мастер
  • Сейчас просматривают: 1
  • Всего просмотрели: 20010

Почему смерть изображают старой женщиной с косой?

 
Какие образы принимала смерть в культурах разных народов? Чем объясняется то, что чаще всего смерть в мифах и легендах имеет облик старой женщины? Почему смерть изображают старой женщиной с косой?

Символика смерти в мировой культуре исконно многозначна. Это беспощадное явление традиционно вызывало неприятие и оторопь во все времена у подавляющего большинства людей. Считается, что даже погребальный обряд зародился в результате этого страха. Люди стремились избавиться от мертвого тела (спрятать его), которое считалось источником опасности и внушало особый животный, а после и мистический ужас.

В более развитом обществе смерть стали воспринимать более сложно: как необходимый финальный этап существования личности, без которого сама жизнь считалась лишенной смысла. Именно из-за такого усложненного отношения к факту обязательного ухода человека из этого мира сама смерть у разных племен стала олицетворяться совсем не однозначно.

Почти у каждого народа

боги и прочие потусторонние существа, связанные со смертью, были многоликими. Они представляли собой разные сущности.

Нередко в одних и тех же верованиях боги и демоны, отвечающие за переход человека в мир иной и обладающие властью в загробном царстве, имели и мужское, и женское начала. Например, в древнегреческой мифологии царями в подземном Аиде были сам Аид (брат Зевса) и его жена Персефона. Души умерших через Стикс перевозил старый лодочник Харон, а одной из видных древнейших богинь, в том числе и смерти, считалась зловещая трехтелая Геката. Сама же смерть представлялась в виде черного юноши с факелом в руках – Танатоса. Он являлся к каждому в час роковой гибели и отрезал ножницами или другим острым предметом прядь волос, исторгая таким образом душу из тела. В восточных мифологиях смерть чаще имеет мужской облик. У египтян - это Сет, у огнепоклонников зороастрийцев – Ангро-Манью, у индуистов – Яма. В славянской мифологии у смерти - женское обличье Например, зимняя богиня Марена (Мара), связанная с холодом, умиранием и луной. Одна из известных скандинавских богинь – Хель, дочь Локи. Верховный бог Один отдал ей во владение Хельхейм – царство мертвых. Кельты видели смерть в облике богини-воительницы Морриган.

Молодость и старость – две взаимосвязанные характеристики смерти, ведь она приходит к людям без учета их возраста, и сама представляет собой воплощение жизненного пути, который ведет человека от цветущих молодости и зрелости к немощной дряхлости. Возможно, наиболее красноречиво подобное двойное воплощение смерти – это миф о Деметре. Первоначально данная богиня имела тройную природу. Во время растущей луны она была девушкой и называлась Персефоной, в полнолуние становилась Корой – женщиной в детородном возрасте, а в период стареющей луны становилась старухой Деметрой. Кора-Персефона была одновременно богиней плодородия и смерти, которая становится основой продолжения жизни. У тех же греков Харон и Танатос – это разновозрастные воплощения неизбежного ухода в небытие.

Красота и безобразие – тоже одинаково частые признаки образа смерти. Те же Мара и Персефона прекрасны, а древнеримский Оркус или славянский Карачун далеки от внешнего совершенства по человеческим представлениям. В средневековье смерть было принято изображать в виде полуразложившегося трупа или вовсе скелета – персонификаций отнюдь не очаровательных. А скандинавская Хель – это огромная женщина, состоящая из 2-х половин: первая - мертвецки бледная, вторая – сине-черная, как разлагающийся труп. Иногда ее изображают одновременно красивой женщиной и скелетом, с костей которого свисают остатки мертвой плоти.

Человекоподобное и звериное также характерны для традиционного образа смерти в его разных воплощениях. Например, Сета (как и большинство древнеегипетских божеств) одновременно представляли и в виде шакала. Часто его рисовали и ваяли с туловищем человека и шакальей головой. Животное воплощение Аида – черный конь, а Гекаты – черный дракон. Римский Оркус – это козлоногое клыкастое чудовище с крыльями нетопыря и огромными когтями. Несомненным чудищем являлся и пес Кербер, который охранял врата древнегреческого Аида. У этой адской трехголовой и крылатой собаки на гриве извивались ядовитые змеи, а вместо хвоста щелкал зубами ящер. Во времена разгула черной чумы в средневековой Европе смерть стали изображать в образе чудовища – летучего змея или человекоподобного существа с драконьими крыльями и толстым змеиным хвостом.

Древнеегипетский бог загробного мира Сет
Молодость и Старость
Скандинавская богиня смерти Хель
Откуда у смерти взялась коса?

Ответ на этот вопрос тоже надо искать в культурах древности. Дело в том, что во многих случаях одни и те же боги отвечали одновременно за смерть и плодородие, а погребальный обряд в сознании людей был тесно связан с аграрным культом. Вначале одним из символов плодородия и жатвы был серп.

В Египте, например, это орудие труда было одним из атрибутов Осириса, который считался одновременно богом обильного урожая в пойме Нила и правителем в царстве мертвых.

В Европе одним из первых образов смерти был старик, который держит в руках песочные часы и серп. Считается, что так изображали древнегреческого Харона. С каждой души он брал за переправу через Стикс монетку (ее обычно клали под язык покойному во время похорон), а если ее не оказывалось, то в наказание за это Харон именно серпом отсекал голову несчастному. Предположительно, данный серп раньше принадлежал богу времен и плодородия Кроносу, которому он достался от циклопов. Оружие было выковано циклопами из волшебного металла адаманта для оскопления Урана. Потом оно оказалось в Аиде, и им пользовались то Харон, то Танатос.

Древнеримский Сатурн (аналог Кроноса) тоже изображался с серпом. В другой руке он держал колосья, что подчеркивало его аграрную функцию. А как ответственный за непрерывное течение времени, он присматривал и за своевременным уходом смертных в мир иной.

Символом славянской Морены (помимо разбитых черепов) был серп. Им она отрезала жизненные нити. Эта богиня была сестрой близнецом Живы, которая вместе с рядом прочих божеств отвечала за возрождение природы и плодородие.

С серпом в руках представляли и богиню Деметру, которая в Элладе отвечала за смену зимы весной и хороший урожай ячменя. Ей посвящали великие священные таинства в городе Элевсине. На них приносились и человеческие жертвы. Они должны были обеспечить скорый приход весны. Предполагают, что во время кульминации праздника человека, выбранного жрецами, вначале убивали серпом над алтарем, потом расчленяли его тело и зарывали куски жертвенной плоти в землю особого поля. После этого поле засевалось ячменем. Кровавый обряд подчеркивал веру в то, что смерть необходима для продолжения жизни. Как зерно сеют в землю, чтобы оно проросло новым колосом, так умершего кладут в чрево Матери Земли, чтобы на свет могли родиться новые живые существа. Идея продолжения жизни после смерти была воплощена в целом сонме умирающих и воскресающих аграрных богов (Осирисе, Дионисе, Персефоне, Адонисе и т.д.).

Кстати, все перечисленные и некоторые другие женские божества, связанные одновременно с плодородием и смертью, были и богинями луны. А вид серпа точно повторяет облик месяца, который рождается, растет, стареет и умирает, как и человек.

Серп в разные времена был и сельскохозяйственным атрибутом, и оружием. Им сражались легендарные воины древнего Египта, а также враждебные египтянам хетты. Серповидные клинки были характерны для персидской и янычарской армий. В средневековье у крестьян и народного ополчения появился модифицированный серп на длинной ручке – коса. Это было уже новаторское орудие, которое сильно увеличивало площадь захвата и колосьев, и вражеских голов. Когда в XIV веке в Европе разразилась пандемия легочной чумы, появилась персонификация смерти в виде знаменитого Мрачного Жнеца: скелета в черном балахоне и с косой. Иногда он рисовался верхом на коне. Этот образ подчеркивал масштабность гибели людей в те времена. Для большей наглядности в некоторых случаях смерть изображали с целым набором разных орудий. Например, она держит в руках косу и грабли (или метлу), а за ее плечами приторочена корзина с ножами, пилами, серпом, луком и стрелами. По поверьям, приходила она и с мечом, но обычно лишь к аристократам и воинам.

как зерно сеют в землю, чтобы оно проросло новым колосом, как умершего кладут в чрево матери земли, чтобы на свет могли родиться новые живые существа.
Сатурн с косой в руках (в древнем частном гороскопе осеннего равноденствия)
Символ смерти - богиня Морена (иногда Морана) с серпом
Исламская мечеть
Сам облик смерти

в средневековой и дальнейшей традиции стал постепенно принимать тот символический вид, который знаком нам и по сей день. Во-первых, это инфернальное существо изображалось в виде скелета. Такой подход был не новым: на римских фресках и мозаиках смерть тоже рисовалась именно в подобном облике. Еще раньше, в Египте, пиршественные залы было принято декорировать скелетами, чтобы веселящиеся всегда помнили о приближении кончины и еще острее чувствовали радость жизни. Так что европейцы просто подхватили традицию, только одели свою костлявую в монашеский балахон с капюшоном и дали ей в руки косу.

Пол этого существа мог быть разным. На некоторых живописных полотнах и литографиях оно часто похоже на иссохшего мужчину, даже называется Жнецом, а не Жницей. Но в народных представлениях, которые позже взяли верх, это скорее женщина.

У русских смерть вначале представлялась в виде высокой и белой женской фигуры с печальным лицом и длинными волосами. Позже, в XVIII-XIX веках, она приняла вид зловещей женщины с косой в руках.

У белорусов это была непривлекательная зубастая старуха, (часто в обличье скелета в белом саване), которая машет остренькой косой. Смерть в разных мифах и легендах представала и во многих других образах женской старости. Это были ведьмы, кикиморы, баньши, гули и пр. Логика такого выбора объясняется самим законом жизни: в большинстве своем люди умирают прежде всего от старости, которая является красноречивой предвестницей кончины. Почему чаще всего смерть имеет именно женское лицо? Возможно, потому, что женщина способна выносить в себе новую жизнь. Следовательно, по логике, она ближе мужчины и к таинству смерти.

О том, что такое традиционная символика смерти в мировом искусстве, а также много другой не менее интересной информации, вы можете узнать из статей на нашем сайте. Если у вас остались вопросы, вы можете задать их консультантам с 6.00 до 23.00 ежедневно.

Бесплатная консультация
Изображение чумы в средневековой живописи
Пол этого существа мог быть разным. На некоторых живописных полотнах и литографиях оно часто похоже на иссохшего мужчину, даже называется Жнецом, а не Жницей. Но в народных представлениях, которые позже взяли верх, это скорее женщина.

Ответим на любой вопрос

Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время

05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
00
10
20
30
40
50
Время
сегодня
завтра
Популярные памятники

Сертификаты и дипломы