Погребальные обряды австралийцев
Это объясняется тем, что разные группы людей в древней Австралии жили обособленно друг от друга и нередко враждовали. Перенимать чужие традиции считалось делом дурным, а часто табу.
Кроме того, бывало и так, что одно и то же племя в разных ситуациях по-разному оплакивало и хоронило своих покойников. Например, тех, кто умер в пожилом возрасте от старости, погребали согласно одним обрядам, а молодых по-другому.
В наиболее развитых мифологических системах (в частности, у древних греков, римлян, египтян) боги смерти – одни из наиболее могущественных в пантеоне. У австралийских аборигенов таких мифов практически не существовало.
Их верования представляли собой не слишком внятные анималистические представления о духах, которые могут вмешиваться в жизнь людей. Духи, с их точки зрения, живут в теле каждого человека, а после его смерти уходят из плоти навсегда или на время и могут помогать или вредить членам рода.
Считалось, что иначе душа покойного может обидеться на живых и мстить им. Поэтому нужно было ей показать, как страдают родичи от того, что человек их покинул. Это обязательно делали до похорон и после них, особенно старались кровные родственники усопшего по материнской линии. Оплакивание носило различные формы.
Крики и завывания, носящие ритмический или мелодичный характер. Они могли быть индивидуальными и коллективными. Например, племя Талли (название реки) организовывали настоящие пляски и песни перед высушенным трупом. Это продолжалось до тех пор, пока колдун не указывал причину смерти, которая всегда считалась результатом колдовства, и не находил виновного. Его следовало наказать. Во многих других племенах была традиция совместно выть и кричать на утренней либо вечерней заре или устраивать всеобщие стенания периодически в течение дня. Это случалось прямо посреди повседневных работ, которые все на время бросали и просто начинали кричать, стоя на том же месте. А после участия в таком ежедневном оплакивании все спокойно продолжали то, что делали до него.
Спиритические сеансы, когда после погребения шаманы вызывали дух умершего, "разговаривали" с ним и спрашивали, кто виноват в его кончине и как, с точки зрения духа, следует отомстить наславшему порчу. Разговоры с покойным на месте его погребения или происходящие в прямом контакте с так или иначе сохраненным трупом. В этом случае колдуны периодически носили тело на своих плечах в надежде, что оно укажет им путь к убийце.
Для этого покойного или старались задобрить проявлениями почтительности, или, наоборот, стремились покалечить, даже расчленить. Вот только некоторые из многочисленных вариантов австралийских похорон.
Тело оставляли одно (в лесу, на брошенном стойбище) или выбрасывали. Первое случалось, когда какой-либо человек оказывался при смерти. Его клали около костра, тогда как все жители деревни снимались с места и уходили прочь. Стойбище основывалось на новом месте, а на старое возвращалось лишь спустя много лет. Во втором случае труп просто уносили подальше от деревни и бросали на съедение зверям и птицам в каком-нибудь диком месте.
Усопших топили в воде или спускали на воду. Обычно такое утопление происходило спустя год после смерти и первых похорон. Кости выкапывали из земли или снимали с дерева и предавали воде. Спускание тела в реку, озеро или океан происходило во время прощания с вождями, которых после смерти клали в специально сделанные лодки и отправляли
в последнее плаванье.
Совершали воздушное погребение. Для этого тело прикреплялось к дереву или скале. Иногда для таких похорон сооружали особые высокие помосты из древесины.
Закапывание мертвого в землю было характерно практически повсеместно. Подробности этого ритуала были разные, даже позы покойным придавали неодинаковые: их могли хоронить лежащими на спине и на боку, сидящими, в позе эмбриона, с перебитыми костями и в расчлененном виде. Иногда покойному в могилу клали его личные вещи.
в последнее плаванье.
Закапывание мертвого в землю было характерно практически повсеместно. Подробности этого ритуала были разные, даже позы покойным придавали неодинаковые: их могли хоронить лежащими на спине и на боку, сидящими, в позе эмбриона, с перебитыми костями и в расчлененном виде. Иногда покойному в могилу клали его личные вещи.
Мумифицировали все тело либо какие-то его части (внутренности, голову, руки, ноги). Австралийцам не были известны сложные способы бальзамирования, поэтому, желая сохранить плоть, они ее чаще всего засушивали или коптили. Известно, что так поступали матери племени юалайи, не желающие расставаться со своими умершими детьми. Другие аборигены коптили трупы видных членов племени. Чаще всего тела потом погребались, так как могли в таком виде храниться не более полугода.
Кремирование практиковалось только на востоке Австралии, особенно в районе Виктории. Некоторые группы сжигали тела стариков, другие прибегали к этому способу, когда не было времени на другие похороны. Рассечение мертвеца на части перед погребением считалось необходимым в 2-х случаях. Во-первых, если покойного надо было обезвредить, чтобы он не смог принести вреда родичам. Во-вторых, если у племени существовал обычай неодинаково хоронить разные части тела, а некоторые сохранять в мумифицированном виде.
Иногда австралийцы своих умерших просто съедали– полностью либо частично. Этот ужасный для европейцев обычай трактуют по-разному. Одно из объяснений заключается в том, что так члены племени сохраняли тела своих близких в себе, забирали в себя их человеческие качества и их дух, поедая плоть. У некоторых племен были гораздо более сложные системы похорон, очень часто комбинированные. Например, иногда хоронили воинов в земле в скорченном состоянии, а голову при этом оставляли на поверхности. Через некоторое время родные возвращались, отрезали голову, уносили ее в деревню и мумифицировали, а потом помещали в одну из хижин семьи. У некоторых племен был обычай засушивать кисти рук родичей. Они служили потомкам оберегами от злых духов. Остальные части тела погребали в разных местах (в земле, в воде, в муравейнике, в дупле дерева и т.д.).
В некоторых случаях, наоборот, покойного следовало предать забвению во избежание кары для всего племени. В частности, если член племени умирал от того, что нарушил табу (например, воспользовался вещью вождя или колдуна, поел его пищи и т.д.), его имущество после похорон подлежало ритуальному уничтожению, а его имя становилось табуированным.
У маори, если в битве погибали все мужчины семьи, то их дома иногда предавалось племенному разграблению, а съестные запасы съедались коллективом в память о подвигах этих воинов. Оставшимся женщинам и детям строили новые хижины и давали другое имущество.
Повсеместно были распространены заупокойные плачи, сопровождающиеся самоистязаниями. Как таковых кладбищ у аборигенов Австралии практически не существовало, так как большинство племен часто переходили с места на место. Ситуация изменилась с приходом на континент чужестранцев. Европейцы принесли с собой новые религии и нравы, которые с течением времени стали перенимать и местные жители.
Теперь в Австралии трудно стать свидетелем настоящих древних похоронных ритуалов. Зато появились семейные могилы, оформленные памятниками. Надгробья делаются современные, оформленные в соответствии с теми религиозными воззрениями, которых человек придерживался при жизни. О том, как именно выглядят традиционные христианские, иудейские, мусульманские, буддистские могильные памятники, можно на страницах сайта компании "Данила-Мастер".
Ответим на любой вопрос
Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время