Пасха - один из главных христианских праздников, его празднуют во всех странах, где исповедуют православие, католицизм и протестантизм. Дата его празднования одна у православных (5 мая в 2024 году) и другая у католиков/протестантов (31 марта в 2024 году).
Даты Пасхи разные каждый год, так как она вычисляется по лунно-солнечному календарю.
Традиционно в этот день на кладбищах служат заупокойные литии, верующие убирают могилы своих родных, оставляют на них крашеные яйца и другую пасхальную снедь как символ воскресения и вечной жизни.
-
Беларусь
-
Молдова
-
Сербия
-
Болгария
-
Греция
-
Грузия
-
Румыния
-
Кипр
-
Часть стран Балтии
-
Пасха - главный православный праздник, символизирующий воскресение и вечную жизнь. Поэтому установка памятника к этому дню имеет символическое значение - как бы вводя умершего в вечную жизнь.
-
К Пасхе обычно успевает пройти 40 дней после погребения, которые считаются периодом особого поминовения новопреставленного. Памятник как бы "завершает" этот цикл.
-
Весна, пасхальное время - наиболее подходящий период для строительных и ремонтных работ на кладбище после зимы. Погода позволяет качественно выполнить работы.
-
К Пасхе стремятся благоустроить могилы, навести порядок. Установка памятника - часть этого процесса.
-
Считается, что таким образом умерший "встречает" Пасху уже с установленным надгробием. Хотя обязательным правилом это не является, многие верующие стараются приурочить установку постоянных памятников именно к Пасхе по давней традиции.
-
Считается, что в эти дни душа умершего еще находится рядом с телом и ее надо не тревожить работами на могиле.
-
В пасхальные дни усопших принято поминать особым образом - разговляться на могилах, оставлять пасхальную снедь. Установка памятника может помешать этим традициям.
-
Радоница - специальный родительский день, когда усопших поминают на кладбищах. Лучше дождаться этого дня для завершения работ по благоустройству могил.
-
В народных поверьях в эти дни "ходят" души умерших, поэтому лучше их не тревожить стуком и шумом строительных работ.
-
Верующие связывают этот период с пребыванием Христа после Воскресения на земле. Работы на могиле в это время считаются неуместными.
-
Светлая седмица - первая неделя после Пасхи, когда ежедневно совершаются богослужения, посвященные Празднику Воскресения.
-
Фомина неделя - следующая неделя после Пасхи, связанная с воспоминанием уверения апостола Фомы.
-
Праздники Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи) и Троицы (на 50-й день).
Таким образом, Пасха продолжается 40 дней вплоть до праздника Вознесения. После этого наступает Петров пост, ведущий к празднику Святой Троицы на 50-й день после Пасхи.
Для католиков и протестантов, использующих григорианский календарь, Пасха в 2024 году выпадает на более раннюю дату - 31 марта. Это объясняется принципиальными различиями в методах расчета пасхалий между Восточной и Западной церковными традициями.
Разница в несколько недель между православной и католической Пасхой складывалась исторически. Она стала следствием раскола единой христианской церкви в 1054 году и последующего расхождения календарных систем. Сейчас существуют регулярные дискуссии о возможности согласования дат главного христианского праздника, однако пока они не привели к окончательному решению.
Выбирая "заказ памятника к Пасхе", важно понимать, что даты Пасхи из года в год меняются как для православных, так и для католиков с протестантами. Это связано с использованием особой лунно-солнечной системы исчисления для определения дня праздника.
Лунно-солнечный календарь существовал в древности у многих народов, например, у вавилонян, греков, евреев, индусов. Сейчас, помимо христианства, он используется в исламе и иудаизме для расчёта дат таких праздников как, например, Курбан Байрам (мусульманский праздник жертвоприношения) и Песах (иудейская Пасха).
Для древних цивилизаций было крайне важно согласовать два этих природных ритма - лунный цикл, по которому они вели отсчет времени, и солнечный год, определявший смену сезонов для сельскохозяйственных работ. Отсюда и возникла лунно-солнечная система, ставшая основой для многих традиционных календарей.
Преимущество лунно-солнечного летоисчисления для религиозных нужд оценили и ранние христиане. Они привязали к нему дату главного праздника - Пасхи, сделав ее подвижной и зависящей от астрономических циклов. Согласно священным писаниям, Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего полнолуния и равноденствия.
Именно поэтому каждый год даты Пасхи разные - ведь солнечные и лунные циклы не совпадают по длительности строго друг с другом. Пасха как бы "плавает" по календарю, попадая то на ранние мартовские, то на поздние апрельские дни. Такая привязка к небесным ритмам придает празднику Воскресения Христова особый сакральный смысл, связывая его с вечным и неизменным движением космических тел.
В 1582 году по распоряжению Папы Римского Григория XIII католический мир перешел на новый, более точный григорианский календарь. Он лучше согласовывался с астрономическими реалиями и решал проблему постепенного рассогласования юлианского календаря с солнечным годом.
Однако православные церкви в то время уже находились вне юрисдикции Папы и отказались принимать новый календарь, утвержденный главой другой конфессии. Для них это означало бы отказ от многовековых богослужебных традиций и нарушение преемственности. Кроме того, сыграло роль и взаимное недоверие между Римом и Константинополем после схизмы 1054 года.
Таким образом, православие осталось на более старом юлианском календаре, по которому и поныне высчитывается дата Пасхи, опираясь на лунно-солнечные циклы. Хотя григорианский календарь давно стал использоваться для гражданских нужд, Церковь сохранила верность исконной традиции пасхалий.
Расхождение юлианского и григорианского календарей стало еще одним ярким олицетворением тех принципиальных догматических различий, что разделили когда-то единое христианство на два самостоятельных пути.
Мы представляем себе картину: бережно высеченный из цельного куска гранита, памятник встречает первые лучи весеннего солнца. К его подножию устремляются крестным ходом верующие с зажженными свечами. Звонят колокола, возвещая о Воскресении Христовом. В это утро душа усопшего как будто пробуждается, разделяя с нами эту великую радость.
Ведь Пасха - это торжество жизни над смертью, обретение бессмертия души человеческой. И что может лучше символизировать эту победу, чем увековеченная в камне память о родном человеке? Мы как будто приобщаем его к вечности, к величайшей тайне воскресения из мертвых.
Отсюда и берет начало обычай - успеть установить надгробие к Пасхе. Как правило, к празднику кладбища буквально преображаются - убранные, покрашенные оградки, свежие венки. Но центральное место занимают новые монументы. Спешка и очереди объясняются не только человеческим фактором, но и особым отношением к этому обряду, стремлением не упустить благодатного времени перед Пасхой.
Объясняется это поверьем, что в эти святые дни душа усопшего еще пребывает рядом с его телесной оболочкой, покоящейся в могиле. Шум строительных работ, стук по камню может потревожить ее, нарушив торжественное состояние, в котором пребывает душа в пасхальные дни.
По церковному учению, это время, когда Воскресший Христос являлся Своим ученикам, даруя им благодать и утверждая истину о победе над смертью. Поэтому и душе человеческой в эти дни надлежит пребывать в особом, возвышенном состоянии, разделяя вселенскую радость Воскресения.
Сезонный ажиотаж на услуги гранитных мастерских зачастую порождает многочисленные мифы и суеверия, связанные с "благоприятными" и "запретными" днями для установки надгробий. Однако эти поверья, как правило, не имеют ничего общего с официальной позицией Русской Православной Церкви, основывающейся исключительно на Священном Писании и трудах святых отцов.
"Для православия принципиально важен сам факт увековечивания памяти об умершем близком человеке и молитвенное поминовение его души. А уж в какие сроки и при помощи каких обрядов это делается - второстепенный вопрос, не имеющий обязательного значения", - поясняет отец Сергий, настоятель одного из московских храмов.
По данным опросов, основные причины спешки с установкой надгробия к Пасхе — удобство весеннего периода для работ (меньше дождей, нежаркая погода), народная традиция и личные суеверия. При этом в православных канонах нигде не упоминается необходимость завершать такие работы именно к празднику Пасхи.
Разумеется, соблюдать эту традицию или нет - личный выбор каждого. Но многие православные верующие предпочитают следовать издревле установленному порядку, не нарушая благоговейную атмосферу пасхальных дней ударами кирки и молотка по холодному камню.
Например, многие стараются не приступать к работам по изготовлению или установке надгробия в периоды религиозных постов - Рождественского, Петрова, Успенского. Это время духовного очищения и воздержания считается неподходящим для "завершающих" обрядов.
Также бытует поверье, что памятник нельзя устанавливать в дни церковных праздников - на Троицу, Рождество, Крещение и другие значимые даты. По представлениям наших предков, в эти дни души умерших приходят в храмы и на кладбища, и любые строительные работы могут потревожить их успокоение.
А вот полнолуние, напротив, традиционно считается благоприятным временем для установки надгробия. Согласно старинным приметам, именно в полнолуние душа усопшего способна обрести долгожданный покой.
Конечно, в наше время многие уже не следуют столь строго этим обычаям и приметам. Но символическая сторона и глубинный смысл ритуалов, связанных с памятью об ушедших, все еще значима для многих людей, позволяя им ощутить духовную связь с предками.
Неудивительно, что и процесс установки памятников на могилы близких людей окружен ореолом примет и ритуалов, связанных с днями Светлого Христова Воскресения. Они напоминают нам о неразрывной связи жизни и смерти, о том, как тонка грань между мирами.
В эти весенние дни, когда природа буквально рождается заново, ломая оковы зимнего сна, вечный круговорот бытия проступает особенно отчетливо. И мы, современные люди, зачастую привыкшие следовать лишь голосу рассудка, порой трепетно прислушиваемся к шепоту стародавних преданий.
Ведь в них - квинтэссенция народной мудрости, почитание роли усопших предков, память о том, что жизнь и смерть - два полюса, между которыми простирается безбрежный Космос. Именно он, воплощенный в вечном танце Солнца и Луны, определяет ритм христианской Пасхи и связанных с ней обычаев. И, возможно, следуя им, мы сами становимся ближе к источнику бытия.
Ответим на любой вопрос
Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время