Тайна смерти всегда пугала человека
и одновременно притягивала его к себе
Это двойственная реакция на самое загадочное обстоятельства в судьбе всего сущего отражается в верованиях и искусстве. Поскольку смерть была и остается непостижимым явлением, для ее изображения люди традиционно использовали персонифицированные образы и многозначную символику. Впервые олицетворение смерти появилось в мифологии, что позволило людям получить ответы на некоторые вопросы. Мифы о загробной участи всегда стояли чуть ли не в центре любой мифологической системы. Европейская традиция изображения смерти начинается с хорошо сохранившихся собраний мифов древних греков и римлян.
В европейском средневековье первые визуальные образы смерти появились только спустя более 1000 лет после падения Римской империи. Естественно, что они имели прежде всего христианский характер. Это были сюжеты, связанные с распятием Иисуса. Следующим популярным изображением стала так называемая Мертвая (адамова) голова: череп с перекрещенными под ним костями. Она напоминала о том, что человек смертен. Впоследствии образ средневековой смерти не раз менялся. Вначале европейские христиане представляли ее в виде апокалиптического всадника, который летит над землей и низвергается на людей. В раннем Средневековье были даже вполне симпатичные персонажи, олицетворяющие гибель: темный крылатый гений с погасшим факелом, печальная женщина в трауре или ангел, уносящий душу в небеса.
Потом восприятие смерти искусством изменилось, ее стали изображать отвратительной. Появились рисунки страшной греческой демонессы Эринии – уродливой, с огромными крыльями нетопыря. В ХIV веке она заменяется демоном или чертом. Примерно тогда же в изобразительной символике Европы появился знаменитый образ смерти в виде скелета с косой: рокового жнеца. Иногда он, как римский Плутон, держал в руке трезубец. Другими его атрибутами могли быть лук со стрелами или меч, а также песочные часы, которые напоминали о конечности земной жизни. А в конце ХIV века смерти-скелету стали придавать игровое, даже комическое значение. Это было связано с массовой гибелью европейцев в результате чумовых эпидемий.
В ХХ веке многие образы данной живописной культуры были унаследованы и развиты С. Дали. Только на его картинах мы видим уже не увядающие цветы, а сухие деревья; не выпитые кубки, а безжизненные водоемы; не игральные кости, а шахматы, на которых фигуры застыли в состоянии пата. А часы у Дали часто выполнены без привычного циферблата и растекаются в пространстве.
Обогатили образную палитру смерти и европейские романтики. Одни из них видели потусторонний мир желанным и чудесным, а кладбище рисовали в виде тихого приюта для души, израненной жестоким миром. Идиллические могилы с крестами и статуями ангелов стали визитными карточками эпохи.
В современном искусстве конца XX – начала XXI века образ смерти чаще всего появляется в произведениях, которые описывают мир фэнтези. В них отчетливо видно обращение к прежним культурным традициям.
посетите офис по адресу:
г. Москва, ст. м. Проспект Мира, Астраханский переулок, д. 1/15
Другие офисы в Вашем городе
Часы работы:
----------------------
пн: 09.00 - 17.00
вт: 09.00 - 17.00
ср: 09.00 - 17.00
чт: 09.00 - 17.00
пт: 09.00 - 17.00
----------------------
сб: 10.00 - 15.00
----------------------
без перерыва
----------------------
вс: выходной