Образ смерти в искусстве фотографии. Значение посмертного фото

  • Сейчас просматривают: 6
  • Всего просмотрели: 6869
Искусство фотографии не всегда являлось технически простым делом. Первые фотохудожники вынуждены были преодолевать нешуточные трудности. Помимо работы с громоздкой и тяжелой техникой, они сталкивались с тем, что время выдержки, необходимой для получения относительно четкого снимка, зачастую было не менее 10 минут, а иногда и большее. Поэтому фотографировать живую натуру оказывалось совсем нелегко.

Зато портреты спящих или мертвых людей удавались прекрасно. Возможно, это послужило причиной того, что воплощение смерти стало одним из излюбленных образов мировой фотографии. Кроме того, талантливые фотографы всегда стремились не просто остановить мгновение, а поймать в объектив знаковые моменты истории и жизни людей. А что является более эпохальным, чем смерть?

фотография
девочка в коляске
фото
пара
семейное фото

Кстати, законодателем фотомоды на изображение человека в его смерти стал один из изобретателей оригинального позитивного фотопроцесса француз Ипполит Байярд.

Но он не успел обнародовать свое новшество, так как его опередил Луи Дагер, представив обществу собственную технологию дагерротипа. Баярд в ответ на это сделал и опубликовал автопортрет в виде утопленника.

Этот известный фотоказус вошел в анналы истории фотографии как 1-ый постановочный портрет мертвеца. Так началось формирование образа смерти в фотоискусстве.

фотоказус
луи дагер

Викторианская эпоха

стала культурной почвой для появления шокирующей моды фотографировать покойников. Такая фотография стала одинаково обычной и для старой Англии, и для США.

Возникшая традицию опиралась на более старую: делать живописные портреты покойников из аристократических семей. Особенно часто заказывали картины, на которых изображались матери со своими умершими детьми. Но такой изыск был дорогим и долгим в исполнении.

Дагерротип же оказался по карману и демократической публике, хотя тоже стоил далеко недешево. Средняя цена такого портрета в середине ХІХ века составляла 7 долларов (что соответствует примерно двумстам в наше время). Поэтому семейные фото делались только в исключительных случаях. Одним из них была смерть близкого, особенно ребенка.


Очевидно, заказывая последнее, посмертное фото родного человека, семья отдавала ему своеобразную дань памяти и любви. Этот странный для нас обычай был настолько распространен, что более или менее зажиточные европейцы приглашали фотографа сразу после случившейся в доме смерти, буквально вместе с гробовщиком. Мастер фотодела приводил тело в нужный вид.

посмертное фото

Иногда его делали семейным. В этом случае умершего фотографировали в окружении родителей, братьев и сестер. По желанию, телу придавали спящий или бодрствующий вид. Можно было поставить его в вертикальное положение с помощью специального штатива.

Нередко родители хотели в последний раз сфотографироваться с мертвым ребенком на коленях или сидя рядом с ним и держа его в объятиях перед объективом.

Покойников снимали и в окружении их любимых вещей (игрушек, музыкальных инструментов, книг) или даже рядом с четвероногими питомцами.

Девочек и девушек после смерти одевали в свадебные платья и фотографировали в декоре из белых цветов.

Одним из постоянных сюжетов был портрет рядом с открытым гробом, в котором покоится тело близкого человека.

фотография семьи
фотография умершей
Покойного одевали в красивую одежду, наносили на его лицо белила и румяна, даже открывали ему глаза. После этого выстраивался сюжет и антураж будущего портрета.
фото мальчика

У посмертных портретов выработалась и собственная символика. Например, в кадр помещали поникшую розу или другой цветок со сломанным стеблем.

Еще одним знаком смерти были часы, стрелки которых показывали время кончины человека.

фото девочек

В конце ХІХ века

мода делать посмертные фотографии постепенно сошла на нет, однако покойных в гробу продолжали фотографировать, особенно если речь шла о знаменитостях, вообще публичных людях. Так, в мировой фотохронике сохранились последние снимки мертвых Ленина и Черчилля, Э. По и С. Есенина, Д. Брауна и В. Высоцкого, С. Дали и В. Маяковского, многих других политиков, гениев, талантливых и просто известных личностей.

Сегодня родные умерших практически не делают снимки на их похоронах, предпочитая сохранять в памяти живой образ дорогих людей. Чтобы облик человека не забывался и его потомками, на наших кладбищах принято украшать памятники портретами тех, кто лежит под ними. Подробнее о ритуальной фотографии рассказывается в материалах сайта компании «Данила-Мастер».

похороны ребенка
гроб дома

Образ смерти в фотографиях ХХ века

получил новое развитие в связи с многочисленными кровопролитными войнами, потрясшими эпоху. Работы первых фотокорреспондентов были связаны с 1-ой Мировой войной. Фотокоры часто получали командировки на передовую и могли запечатлеть самые драматические моменты кровавых битв, в том числе и многочисленные смерти. Газеты того времени были полны снимками не только героических сражений, но и массы трупов, разбросанных после боев на полях Евразии.

Не менее охотно фотографировали различные сцены рядом с могилами: коленопреклоненный солдат прощается с погибшими товарищами, девочки приносят на кладбище свежие цветы и т.д. Все эти кадры поражали воображение своей кошмарной естественностью в передаче образа насильственной гибели большого числа людей.

Позже появились и постановочные кадры подобного рода. Одним из самых знаменитых стал снимок 1936 г. Р. Капы под названием «Ополченец-лоялист в момент смерти», на котором изображено замедленное падение застреленного солдата Гражданской войны в Испании. Многие эксперты и свидетели события приводили разные доказательства того, что это было постановочное фото.


2-ая Мировая оставила по себе огромный архив фотографий, так как их делали уже не только военные корреспонденты (весьма многочисленные), но и сами участники событий. Конечно же, на снимках этого времени можно увидеть смерть практически во всех ее проявлениях. Среди фотографий такого рода встречаются настоящие художественные находки. Например, большую символическую наполненность имеет анонимный снимок, на котором изображен мертвый немецкий солдат и ворон, сидящий на его груди.

Не менее потрясающее впечатление производит фотография тоже неизвестного автора «Доктор Фриц Кляйн в братской могиле в Бельзене» (1945 г). На ней главный врач, один из палачей немецкого концлагеря Берген-Бельзен, стоит на горе голых изможденных трупов.

Это фото стало одним из известнейших символов невиданной жестокости и падения нацизма. Вообще же, фотографии умерших в фашистских концлагерях, сцены холокоста стали не только немыми свидетелями ужасных зверств, на которые способны обезумевшие люди, но и главными доказательствами преступлений гитлеризма на Нюрнбергском процессе.

снайпер
война
Кровопролитные войны, к сожалению, продолжились и после 2-ой Мировой, поэтому количество связанных с ними фотографий смерти увеличивалась с огромной скоростью, которая была прямо пропорциональна облегчению процесса создания снимков.
окоп

Фотография смерти в ХХІ веке

прежде всего продолжила летопись войн. Благодаря тому, что она стала цветной и приобрела большую четкость, ее физиологический реализм значительно увеличился.

А из-за изобретения новых возможностей передачи информации и фототехнологий неизмеримо выросло их число и разнообразие. В наше абсурдное время в сети Интернет легко найти даже селфи с трупами, которые делают участники различных конфликтов, в том числе и сами убийцы.

Новое развитие в наши дни получила и постановочная художественная фотография смерти.

Известный мастер современного барокко Д.П. Уиткин, прославившийся эстетизацией отвратительного, не просто фотографирует свежевскрытые трупы, а использует их для создания абсурдно-философских и религиозных сюжетов. Например, грубо сшитое прозектором тело мужчины он снимает в виде, напоминающем о распятии Спасителя. Не менее известна серия его фотографий под названием «Лики смерти», которая представляет собой экзотические портреты мертвецов.

Американский фотограф С. Манн предлагает публике кадры под условным названием «Останки», на которых демонстрируются тела умерших в состоянии распада. Сама автор утверждает, что стремится таким образом донести до зрителя идею бренности и хрупкости человека.

останки

Немец В. Шелс в 2004 г. поразил публику своим черно-белым фотопроектом «Жизнь перед смертью». На его фото представлены портреты, людей, созданные в хосписе: вначале незадолго перед их смертью, а потом сразу после нее. Художник считает, что эти работы способствуют примирению человека с неизбежностью смерти.

Голландец Э. Олаф – создатель проекта «Королевская кровь», на котором изображены августейшие особы, умершие в результате разных трагических случаев. Его гламурные образы, обработанные с помощью фотошопа, похожи на красивых, но мертвых зомби, которые изящно декорированы пятнами крови.

олаф
девушка с ружьем
фотоподборка олафа
Фотоподборка Олафа – это очень современный подход к изображаемому, когда реальность переплетается с элементами фэнтези, а в обыденный мир входят инфернальные существа из потустороннего мира смерти.
нож в груди
Популярные памятники
сертификаты и дипломы
  • сертификат
  • сертификат
  • письмо
  • письмо
  • письмо