Данила-Мастер
  • Сейчас просматривают: 6
  • Всего просмотрели: 15055

Тема смерти в литературе


Известно, что литература как вид искусства зародилась в недрах мифологии. "Миф" с древнегреческого языка переводится как "слово", "повествование". Сочиняя мифы и легенды, люди стремились не только сохранить свое прошлое, но и объяснить самые сложные и непостижимые тайны бытия.

Древние сюжеты рассказывали о том, по каким законам существуют мир и человек в нем, почему вселенная именно такая, какая она есть, каковы ее начала и что будет в самом конце ее существования. Поэтому мотив противопоставления жизни и смерти в любой мифологии является одним из центральных. Тема смерти в литературе сразу заняла важное место и остается там по сей день.

череп
череп

Первая настоящая художественная литература

Эллинов интриговал и страшил факт человеческой смертности. Они боялись физического конца, так как не верили в то, что душа, расставшись с телом, может попасть в какое-нибудь хорошее место. Мифологические сказания греков рисовали Аид (царство мертвых) как унылое и мрачное место, где тени умерших обречены влачить безрадостное существование в тоске по яркому и светлому миру живых.

В древнегреческой литературе гибель персонажей – всегда великое горе. Даже в героических поэмах Гомера воины страшатся смерти. Конечно, они, пришедшие под Трою за славой, не только не отказываются совершать подвиги, но и стремятся к ним, рискуя погибнуть. Но радости перспектива смерти у них не вызывает.

Поэтому, например, троянский царевич Гектор (храбрый и славный воин) во время поединка с Ахиллом стремится убежать от него. Страх кончины преображает и других великих героев Гомера, многие из которых подробно описаны именно в момент собственной гибели.

Ахиллес
"Ахиллес тащит тащит тело Гектора". Франческо Монти.

Вот уходит из жизни юный Амаринкид: "Грянулся, руки дрожащие к милым друзьям простирая". Его жест трогателен до глубины души, он передает великую любовь к жизни.

Вот еще одна потрясающая картина кончины другого героя: "Он из сынов многочисленных был у Приама юнейший, Старцев любимейший сын; быстротою всех побеждал он И, с неразумия детского, ног быстротою тщеславясь, Рыскал он между передних...".

Тут его поражает Ахилл: "Вскрикнув, он пал на колена; глаза его тьма окружила Черная; внутренность к чреву руками прижал он, поникший".

А так описывается гибель Гарпалиона. Он достойный воин, но перед лицом смерти не стыдится обратиться в бегство: "И обратно к друзьям, чтоб от смерти спастись, побежал он, Вкруг озираясь, да тела враждебная медь не постигнет".

жизнь греков
"Частная общественная жизнь греков". Гиро П.

Таких маленьких, но красноречивых эпизодов у Гомера очень много. Бытовую философию смерти, характерную для античной литературы, автор вкладывает в уста Ахиллеса, который обречен погибнуть юным:

"Всё можно приобрести: и волов, и овец среброрунных, Можно прекрасных коней обрести, золотые треноги; Только вот душу назад возвратить невозможно; не купишь И не поймаешь ее вновь, когда улетит вдруг однажды."

Смерть Ахиллеса
"Смерть Ахиллеса". Питер Пауль Рубенс.

В эпоху средних веков

Харон
"Харон несет души через реку Стикс". Литовченко А.Д..
похищение Елены
"Похищение Елены". Риччи Себастьяно.

Наиболее концептуально тема смерти разрабатывалась в религиозной литературе и повестях о сражениях. Одним из ярких примеров христианского отношения к смерти стали русские жития святых. Их главные герои всю свою жизнь посвящали Богу и идее прижизненного усмирения плоти. Изнурительными молитвами, постом, телесными ограничениями, а иногда и самоистязаниями они очищали душу и готовили к себя к желанному таинству смерти.

Исключения составляли лишь святые князья и цари: Владимир, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской и др. Они достигли святости как равноапостольные, крестители, воины и мученики, то есть канонизированы из-за яркого подвига за веру и Отечество. При этом к смерти они не стремились и тело не изнуряли.

поклонение Троицы

Зарубежная средневековая литература тоже дала огромное количество интереснейших текстов о смерти. Из всех известных авторов на эту тему выразительнее всего писали Ф. Вийон, Данте Алигьери и У. Шекспир.

Ф. Вийон прожил недолго, но успел много сочинить. Образ смерти появляется в его произведениях постоянно.

Она – неизбежность для всех: "Я вижу черепов оскалы, Скелетов груды... Боже мой, Кто были вы? Писцы? Фискалы? Торговцы с толстою мошной? Корзинщики? Передо мной Тела, истлевшие в могилах... Где мэтр, а где школяр простой, Я различить уже не в силах."


Вийон был беден, всю свою сознательную жизнь вел противозаконный образ жизни (он состоял в шайке профессиональных грабителей и убийц) и знал, что рано или поздно его казнят. Постоянное ожидание скорой смерти отражается в его стихах.

Вийон не ожидает Рая после своей гибели, поэтому смерть в его произведениях предстает как телесное мучение и ужас из-за еще больших мук, которые поджидают душу в аду: "Будь то Парис или Елена, Умрет любой, скорбя умрет, Последний вздох задушит пена, Желчь хлынет, сердце обольет, О Боже! Страшен смертный пот! Тогда, кого ни позови ты, — Хоть сын, хоть брат к тебе придет, — От смерти не найдешь защиты. Смерть скрутит в узел плети вен, Провалит нос, обтянет кожу; Наполнит горло горький тлен, Могильный червь скелет обгложет..."


Выразительно, но с мистической точки зрения тема смерти решается и у Данте в его "Божественной комедии". Герой поэмы получил возможность прижизненного путешествуя по аду, Раю и Чистилищу, где встречается с душами умерших, видит их страдания и блаженство. Из произведения следует, что деяния человека на этом свете будут точно взвешены и оценены на том, за что последует наказание, прощение или награда.

Шекспир решает вопрос о смерти в ином ключе. Герои его знаменитых трагедий смотрят на неизбежность гибели не с религиозной, а скорее философской точки зрения. Одни, как Гамлет, стремятся понять тайну ухода и преодолеть в себе страх перед неизведанным. Другие, как Ромео и Джульетта, видят в собственной кончине единственный выход для себя. Главная трагедия смерти, по Шекспиру, заключается в том, что она уносит в небытие уникальность и неповторимость каждой личности.

В литературе нового времени

Иесус
"Воздвижение Креста Господня". Рубенс П.П.
Франсуа Вийон
Франсуа Вийон (1463-1493)
гравюра
Гравюры Густава Доре, иллюстрирующие "Божественную комедию" (1861-1968).

В русской литературе такие произведения характерны прежде всего для В. Жуковского. Он не только переводил страшные баллады Шиллера, Бюргера, Саути и т.д., но и создавал собственные тексты с мистическими мотивами, в которых мертвецы и демоны из потустороннего мира являются к персонажам (это баллады "Светлана", "Людмила", "Ундина").

Только 2 гения романтической эпохи А.С. Пушкин и И.В. Гете смогли оторваться от этого романтического взгляда на смерть. Оба автора не тяготеют к самоценному мистицизму и не видят никакого смысла в возвышенной, но бесполезной гибели. Фауст у Гете согласен на смерть, но во имя блага людей. А пушкинские герои смерть вообще от себя гонят, она им ненавистна. Погибают у него лишь слабейшие и не слишком умные (вроде Ленского в "Евгении Онегине" или Алеко в "Цыганах"), а сильные с успешно воюют с судьбой.

дуэль
"Дуэль Онегина и Ленского". Илья Репин. Иллюстрация к роману Александра Пушкина "Евгений Онегин".

Но в ХХ веке для литературы становится характерен и натуралистический подход в изображении смерти. Его предопределили произведения Э. Золя и события 1-ой Мировой войны. Особенно ярко натурализм человеческой гибели представлен в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Роман потряс современников тем, как ярко и жестоко в нем были показаны весь ужас и бессмысленность солдатских смертей на полях кровавой бойни. Гниющие в госпиталях и окопах тела, разбросанные по земле останки внезапно убитых мальчишек – это лицо смерти у Ремарка.

В конце ХХ столетия тема смерти в мировой литературе осталась такой же популярной и резко выраженной. У многих авторов ее развитие приобретает бунтарский характер, по примеру традиции романтизма. Например, мотив смерти как бунта личности против царящего в жизни лицемерия появился у русских рок-поэтов. Их герои говорят о самоубийстве как о двери в чистую реальность. Лишь там можно спастись от мира подлости и лжи, который сам уже мертв.

В литературе ХХ века мистическое восприятие смерти преобладает в произведениях модернистов. Герои модернистов еще при жизни ищут и находят границу между 2-мя мирами, видят существ из небытия в пространстве живых. Это выражено даже в могильных памятниках русских символистов. Мемориал на захоронении А. Белого сделан из белого и черного камней. Он символизирует сочетание света и тени, жизни и смерти, космоса и хаоса.

О необычных и говорящих памятниках Вы можете прочитать на страницах сайта компании "Данила-Мастер".

Мы готовы ответить на любой вопрос
Консультация
Звоните с 6:00 до 23:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время
МЫ ПЕРЕЗВОНИМ в удобное время
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
00
10
20
30
40
50
Удобное время
Популярные памятники
сертификаты и дипломы