Символы смерти. Сакрально-символический смысл цвета в христианстве
У каждого народа собственная гамма излюбленных цветов складывалась постепенно. Изучение наскальной живописи, украшавшей пещеры первобытных людей, говорит о том, что изначально везде использовали лишь три основных цвета: белый, красный и черный. Несомненно, им придавали некий магический смысл и использовали в обрядах. Это повлияло на то, что до сих пор данные цвета толкуются в разных культурах наиболее противоречиво.
Со временем цветовая палитра расширялась, и в различных местах земли стали складываться национальные цветовые предпочтения. Во многом они объяснялись общими особенностями темперамента этносов и окружающей их природной средой. Например, в жаркой Африке, где даже птицы и животные украшены ярко, люди до сих пор любят открытые, сочные цвета в их контрастных сочетаниях. Темпераментные испанцы наиболее склонны к красному, черному и желтому. А финны, сформированные среди неяркой северной природы, наиболее комфортно чувствуют себя среди бело-голубых, холодных оттенков.
Кроме исторически сложившихся эстетических предпочтений, на национальные цвета всегда влияли верования, которые каждый оттенок краски или символ всегда трактовали очень четко и не терпели иных мнений. Каждая религия традиционно имела свой строго установленный цветовой спектр, который был сформирован еще в недрах древнего шаманизма.
Основой религиозного цветовосприятия при этом практически всегда была древняя триада первобытных пещерных художников.
Красный от глубины веков символизировал кровь, огонь и солнце. Возможно, именно он был самой первой известной людям краской, которую добывали из охры. Ее нашли даже в захоронениях каменного века: красный порошок покрывал кости покойников. Это говорит о священном значении этой краски. Многие мифы утверждают, что красная краска – это кровь первочеловека, прародителя всех людей. Другие называют ее кровью матери-земли и связывают с плодородием, а также с браком, любовью, рождением детей. Греки и римляне считали этот цвет целебным и божественным. В античности такая одежда была прерогативой лишь богов, императоров и их представителей.
Белый всегда считался особым. Он был связан со всяческим благом, радостью, чистотой, здоровьем, приумножением потомства, миром и согласием. Его называли светоносным и чистым, безмятежным. В самых давних представлениях белый цвет добрых духов и богов противопоставлялся черноте злых демонов. Белые одежды и украшения очищали и приобщали к добру. Одеяния этого цвета (как и красные) были принадлежностью богов, царей и их наместников, аристократов, а также жрецов. Однако белый был и цветом смерти (возможно потому, что он связан с холодом: снегом, льдом), и у многих народов стал траурным.
Черный у большинства племен воспринимался скорее негативно. Очевидно, он напоминал об опасностях ночи, черном небе, темноте, глубоких ямах, пещерах, ущельях, истлевшей плоти, сгоревших деревьях, болотной грязи – то есть о том, что всегда вызывало у людей инстинктивное отвращение и страх. Считалось, что чернота делает человека слепым и может поглотить его силы. Она являлась символическим образом гордыни, тайной зависти, злобы, подлости и прелюбодеяния – то есть грехов. Кроме того, черный – цвет колдовства и смерти. Недаром, например, у эллинов бог смерти Танатос изображался как черный юноша, а страшная богиня колдовства Геката тоже была черна, как ночь, и жертвовали ей только черных животных. В мифах других народов демоны и все прочие злые силы тоже всегда черные. Однако в индуизме и исламе черный цвет имеет и позитивный характер.
во многом основывается на древних традициях, но их значения корректируются, что отражено прежде всего в текстах Библии. Наиболее наглядно значения оттенков представлены в оформлении храмов и богослужебных одеждах священников, а также в иконописи.
Белый цвет в христианстве воспринимается как Божье небесное сияние (Божий свет, свет веры), символ чистоты и невинности, радости и праздника. В Евангелии встречаются упоминания о белых ангельских одеждах. На горе Фавор во время преображения Иисуса его одеяние сделалось белым, подобно свету. Символом Духа Святого стал белый голубь, а Девы Марии – белоснежная лилия. Церковь предписывает священникам облачаться в белые одежды во время литургий на праздники, посвященные Богу Отцу, Спасителю, Богоматери (обязательно – на Рождество Христово, Пасху, Вознесение, Троицу), а также светлых ангелов. Белое уместно на праздник Всех Святых, в день рождение Иоанна Крестителя, при проведении таинств (миропомазания, крещения, венчания и пр.). Исключение составляют дни памяти Страстей Господних и исповедь.
Красный – это символ Божьей силы и любви. Все красные оттенки в Церкви прежде всего символизируют искупительную кровь, которую пролил за человеческие грехи Спаситель, и его любовь к людям. Поэтому красные одежды (наряду с белыми) на священнослужителях можно видеть во время всей Пасхальной Седмицы. Кроме того, данный цвет связан с огнем веры и Святым Духом. Такое облачение характерно для дней Троицы, памяти о Святом Кресте и празднеств в честь евангелистов, апостолов и святых мучеников.
Черный в христианской культуре не утратил своих отрицательных смыслов. Он воспринимается как цветовое отражение зла как такового, всего, что связано с дьяволом. Это бездна греха и ада. Кроме того, именно в христианстве черный цвет стал ассоциироваться со смертью и стал символом траура. Символизирует он и так называемую «ритуальную смерть» как отказ от жизненных (мирских) радостей. В этом значении черный стал цветом монашества и повседневной одежды белого духовенства.
Зеленый цвет (скорее земной, чем вышний) стал символом жизни, возрождения, надежды и пробуждения природы весной, однако и искушения (ведь у Сатаны именно зеленые глаза). Но это – и характеристика чаши Грааля, которая, по преданию, была выточена из большого изумруда, а также Креста Господня. Зеленый ассоциируется с троичными праздниками. Недаром в первый день Троицы в церквях освящают цветы, ветки и пучки трав, которыми после украшаются жилища и храмы. Зеленые одежды для служения обычно надевают в дни простых литургий.
Голубой и синий – цвета неба и всего, что с ним связывают, в том числе Божьего чуда. Эти оттенки связаны с образом Богородицы, которую часто изображают именно в синем плаще или в голубой дымке. На церковных фресках сюжеты, посвященные Деве Марии, исполнены небесно-голубого сияния.
Пурпурный, фиолетовый – исконно священные цвета, символы жизни и самого Бога. Традиционно в пурпур, а позднее и в фиолетовые одежды облачались только высшие сановники Церкви, в частности епископы. В католичестве пурпурные мантии – знак кардиналов, которые несут огонь веры и готовы к мученичеству. Фиолетовый – цвет Великого поста и поминальных служб.
Желтый, золотой – знаки вечного света, величия, достоинства, силы и славы, Святого Духа и божественного откровения. Эти цвета часто используются в украшении храмов. В частности, сусальным золотом на Руси традиционно крыли церковные купола, из него делали оклады образов. Богослужебные одежды из желтой парчи заменяют любые другие и особенно уместны как торжественное праздничное облачение.
– это целая знаковая система, в которой каждый оттенок имеет особую смысловую нагрузку.
Например, золотой фон иконы – это признак Божьего присутствия, вечного небесного света и благодати Господней. Желто-золотым выписываются нимбы святых, проблески на ангельских фигурах, Престол Господень, одежды Иисуса и Богородицы.
Белым рисуют все, что связано с невинностью: детские пелены, одеяния святых, ангельские крылья.
Красный используют при изображении подвигов мучеников. Но он же – символ дьявольского змея и адского огня. На иконе «Знамение» Богородица изображена в красном, и это говорит о ее избранности как Пречистого Сосуда. Когда в красном пишут Иисуса, то подчеркивают его человеческую природу.
Пурпурные оттенки пришли в русскую иконопись из Византии. Их используют как знаки присутствия Бога Отца и при создании образа Христа Пантократора. Нередко можно увидеть много пурпура в сценах Страшного Суда.
Синий небесный цвет на иконе – признак божественности или богоизбранности. В синих гиматиях часто изображают Иисуса или апостолов.
Голубой же цвет сопровождает образ Богородицы, подчеркивая ее Приснодевство.
Коричневый говорит о бренности человека, земной жизни.
Черным рисуют зло, но и монашеский подвиг, связанный со смирением и отречением от земного.
тоже отразились церковные смыслы и традиции цветовосприятия. Так, белый цвет говорит о невинности, поэтому крестильная одежда и свадебный наряд невесты всегда белые.
Черный же цвет для всех христиан стал знаком смерти и траура, сменив в этом горестном жизненном контексте белый. На похороны обычно провожающие собираются в темных одеяниях с обязательным присутствием черных элементов. Лишь саван покойного остается белым. Он являет собой символ веры и приобщения души к божественным чертогам.
Подробнее о национальной символике похоронных традиций разных народов Вы можете прочитать в материалах, расположенных на сайте компании «Данила-Мастер».
Ответим на любой вопрос
Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время