Ива (плакучая ива)
Ива (верба) в мифологии и народных традициях
прежде всего видел в этом дереве женское плодородное начало и знак природной силы. При этом многие восточные этносы ассоциировали иву со смертью и похоронами. Однако в этой антиномичности значений нет ничего необычного, ведь жизнь и смерть в любых верованиях идут рядом, порождают друг друга.
В шумеро-аккадской традиции и Вавилоне это дерево считалось заговоренным и связывалось с лунными божествами, которые покровительствуют женщинам, особенно роженицам. В древнем Аккаде иву видели Мировым Древом и ассоциировали с Зевсом-создателем. А в Вавилоне, где было множество плакучих ив (которые впоследствии стали так и называть: вавилонскими), их из-за красоты считали праздничными деревьями веселья, удачи и счастья и посвящали богу плодородия и пастухов Таммузу.
Древние китайцы считали иву прежде всего деревом весеннего расцвета природы и женского начала (Инь), в том числе сексуальности. Юную девушку в народной поэзии нередко сравнивают с ивой – знаком грациозности, очаровательной кротости и женственности. Во время весенних деревенских праздников китаянки вплетали в волосы ивовую веточку, чтобы добавить себе привлекательности для противоположного пола и одновременно – защититься от злых сил. Это дерево считалось также оберегом от демонов. Посохи из него государственным чиновникам, которые переводились по долгу службы в другую провинцию, дарили их друзья для защиты от недоброй энергии новых мест. А влюбленные перед разлукой обменивались магическими знаками из ветвей ивы. Они должны были защитить их любовь от коварной нечисти и сохранить силу чувства. Кроме того, ива считалась деревом богини покровительницы женщин, материнства, любви, красоты и милосердия Гуань-инь. Она изображается с ивовой веткой, которой окропляет мир вокруг себя живой водой. Эта вода дает миру силы, как и листья ивы, содержащие укрепляющее и взбадривающее вещество – танин. Отвар из них пили китайские крестьяне.
На Тибете тоже почитали иву как защитницу от злых духов. Ее ветки вешали перед входом в жилище и на стенах внутри него. В такой дом, по мнению людей, чаще заглядывали счастье, добро и удача. А омытые водой листья ивы, по убеждению тибетцев, могли очистить тело и карму. Лекари были убеждены, что с помощью ивовой древесины можно избежать слепоты и улучшить зрение, а листва может спасти от дизентерии, излечить ревматизм и зоб.
Японцы видели иву (особенно плакучую) олицетворением кротости и одновременно – терпения и упорства, так как даже сильная непогода не может сломать гибкие ветки этого дерева. Древняя японская мифология подчеркивала, что позвоночник самого первого человека был сделан из ивового прута, так что дерево это – родня людей, и к нему можно обратиться с просьбой о помощи.
Мать-Богиня бурятов, сотворившая Землю и поставившая ее на спину Кита, зародилась у корней Золотой Ивы – Мирового Древа, которое было до всего сущего.
У киргизов, таджиков, узбеков и некоторых других этносов Средней Азии ивовые посохи были атрибутами погребального обряда. Старейшины рода (а иногда и все его взрослые представители мужского пола) во время похорон шли на кладбище, опираясь на эти посохи и плача. После того, как могила была почти полностью закрыта, их забрасывали в боковую камеру захоронения, чтобы скорбь оставалась там. Иногда посохи втыкались в могилу, и считалось добрым знаком, если они со временем приживались и превращались в дерево.
тоже придают образу ивы важные значения. Они связывают данное дерево с появлением человека, его защитой от сил тьмы и со смертью.
Скандинавская мифология рассказывает о том, что великие асы создали первых людей из дерева. Как-то боги гуляли по морскому побережью и нашли две колоды – ясеневую и ивовую. Из ясеня они сотворили Аска – мужчину, а из ивы Эмблу – женщину. Так ива и осталась у северных европейцев женским деревом, связанным с продолжением рода.
Древнегреческой Артемиде, богине луны, живительных сил природы и одновременно смерти, посвящали ивовые прутья. Они считались символами деторождения, которому покровительствовала Артемида. В Спарте же эти священные прутья использовали для особого жертвоприношения юношеской кровью. У главного храма богини будущих молодых воинов подвергали жестокому испытанию: порке розгами из ивы. Как бы ни хлестала кровь из растерзанных тел, юноши не должны были издавать ни одного жалобного звука. Некоторые из них даже молча умирали на жертвенных помостах, что было большой честью для их рода.
Эллины считали иву также деревом подземного мира и его богов. Плакучие ивы фигурировали при описании ландшафта царства теней: они росли по берегам рек Леты, Коцита, Стикса и Ахеронта. Один из жезлов бога Аида, по преданиям, был сделан из ивовой древесины, а супруга Аида Персефона иногда изображалась с пучком ивовых веток в руке. В ритуалах, посвященных богине лунного света и колдовства, владычице чудовищ Гекате также фигурировали ветви ивы. Магическое курение Гекаты, вызывавшее вещие видения и дающий благословение богини, в свой состав включает кору этого дерева. Очевидно, такую связь с миром мертвых плакучая ива получила из-за своих печально опущенных ветвей. Поэтому у греков оно стало деревом плача и скорби. Его, наряду с кипарисом, принято было высаживать у могил. А ивовые венки надевали на головы во время похорон в знак глубокого горя. Однако ива была в античном мире и деревом исцеления, так как ее очень любил бог врачевания Асклепий (Эскулап), который считал лекарство из коры ивы полезным при многих заболеваниях.
У славян ива (ветла, ракита и верба, так как их отождествляли друг с другом) почиталась с незапамятных времен. Она использовалась в многочисленных обрядах, в первую очередь связанных с приходом весны. Ива – первое дерево, которое пробуждается после холодов. Оно считалось священным растением солнечного Ярилы. Славяне верили, что это дерево обладает огромной силой, поэтому всегда охотно носили на теле амулеты, сплетенные из его ветвей. Народные целители были убеждены, что ива является проводником целительного волшебства. Больного лихорадкой, например, знахари опоясывали соломенным жгутом, который после при чтении нужных заклинаний повязывали на ствол молодой вербы. Так недуг переходил от человека к дереву. Белорусы же считали старые дуплистые вербы прибежищем нечистой силы. Другие славяне тоже утверждали, что в полнолуние на ветках ракит, растущих по берегам водоемов, может гнездиться всякая нечисть. Особенно любят на них кататься русалки. Но в праздник Коляды перевясла из ивовых ветвей становятся очистительными знаками этого солнечного бога земледельцев.
во многом сохранил свои значения, особенно в народной культуре.
У представителей иудаизма это дерево считалось скорбным. В Библии описаны рыдания иудеев, изгнанных со своей земли. Они развесили на ветки плакучих вавилонских ив арфы и причитали о своей участи.
Христианское понимание ивы носит не менее символический характер. Прежде всего, данное растение ассоциируется с подвигом девственности (так как представлялось, что оно не способно давать вызревшие семена, то есть не оплодотворяется). Поэтому в средневековой Европе ива отождествлялась с монашеским выбором целомудрия. То, что данное дерево продолжает расти, даже если ветки его спиливают и обламывают, сделало возможным его сравнение с Христовым Евангелием. Оно распространяется среди разных народов, и суть его все также остается неизменной. То, что ива может без труда расти и размножаться почти в любых климатических условиях и ее нелегко уничтожить, делает ее символом вечного возрождения. Поэтому это дерево часто сажают на христианских кладбищах как знак надежды на вечную жизнь души.
На Руси праздничные богослужения, посвященные входу Иисуса в Иерусалим, не обходятся без освящения веток вербы. Они заменяют пальмовые за неимением последних, являются символами божьей славы и силы. Вербное воскресенье – один из самых светлых праздников Русской Православной Церкви. Освященные в этот день вербы, в народных представлениях, имеют большую силу и несут радость, бодрость и здоровье. Ими, например, принято легонько хлестать детей, чтобы они не болели и хорошо росли. Считается, что такая верба защищает от нечистой силы, излечивает многие болезни, делает обильным урожай и приплод скотины. Она может прекратить бурю и потушить пожар, защитить посевы от града, если в поле воткнуть крестик из вербовых веточек. На свадебных торжествах молодые прятали в своих венчальных нарядах освященную вербу, которая должна была уберечь их от дурного глаза и колдовства.
Символика ивы имеет древнюю историю развития
и связана со многими другими традиционными мифологическими и религиозными образами, о которых Вы можете прочитать на сайте компании "Данила-Мастер". Там же расположен и обширный каталог моделей памятников из карельского габбро-диабаза.
Каталог памятников из гранита
-
Памятники
- Оформление памятника
-
Благоустройства
захоронений - Установка
- Дополнительный ассортимент
-
Акции и скидки
-
до 30 декабря
-
до 30 декабря
-
до 30 декабря
-
до 30 декабря
-
- Акции и скидки
- Личный кабинет
Примеры памятников, установленных компанией "Данила-Мастер"
Ответим на любой вопрос
Звоните с 5:00 до 22:00 или заполните форму ниже и мы перезвоним в удобное для Вас время